Как признался главред издательства "РОССПЭН" и научный руководитель Российского государственного архива социально-политической истории Андрей Сорокин, ему трудно вспомнить такого человека, как Акаев: был на пике политики, стоит на вершине науки. И этот статус подтвердился буквально на днях. В связи с 80-летием он выступил в зале Ученого совета МГУ с докладом о последних 10 годах научной работы. Кто не в курсе, для любого ученого это считается огромной честью.
Вспомнили о нем и из любимого и далекого Кыргызстана: посол приехал в МГУ и зачитал поздравление президента республики. "Я счастлив", - коротко отреагировал юбиляр. В своей новой книге он беспристрастно описал, при каких обстоятельствах ему пришлось покинуть родину. Это государственный переворот, совершенный 24 марта 2005 года, "тюльпановая революция", которую финансово и информационно поддерживали США, а далее "потерянное десятилетие". Чем гордится? "На моей совести нет человеческих жертв. То, что было достигнуто полезного за годы моего президентства в Республике, сделано было с доброй душой и чистыми руками". О чем сожалеет? "Только об одном, что не смог в 2005 году обеспечить мирную конституционную передачу власти следующему законно избранному президенту".
Историки, изучающие постсоветские страны, будут благодарны первому президенту Кыргызстана за нетривиальный ракурс в описании их предмета. Презентуя новую книгу, Андрей Сорокин отметил, что читатель получил полный и качественный обзор становления современной киргизской государственности, а также личный взгляд на происходящие события. "Для меня было неожиданным узнать, что автором "Дипломатии Шелкового пути" был Аскар Акаев. Ведь обычно мы связываем эту концепцию с китайцами".
- Что значила в вашей жизни российская наука? - спросила у автора книги замглавного редактора "РГ" Ядвига Юферова.
И Аскар Акаевич рассказал, как за 16 лет лучшие математики России, а среди них нобелевский лауреат Александр Прохоров и номинант на эту премию - Юрий Денисюк, помогли ему от руководителя исследовательской лаборатории подняться до президента Академии наук Кыргызстана.
Но когда говорил о своем первом учителе, выдающемся инженере и проректоре по научной работе Ленинградского института точной механики и оптики Сергее Майорове, хотелось встать. Это ведь дорогого стоит, когда ученик не экономит время на собственной презентации, рассказывает, как Майоров во время Великой Отечественной войны был директором стратегического завода, который выпускал самолеты "Ил-2" (немцы их называли "Черная стрела"). А потом в Китае за 4 года создает авиационную промышленность.
- Сергей Александрович подошел ко мне на третьем курсе и сказал: ну что ж, батенька, пора тебя к научной работе привлекать… Так и пошло.
Доктор физико-математических наук Аскар Акаев только что вернулся из Китая, читал лекции. Интересно, чему можно учить страну, которая, сам же Акаев по формуле прогнозов посчитал, к 2030 году станет технологическим лидером мира?
- Да, там готовят сейчас лучших инженеров (рассказывает о чипе-переводчике, который, как значок, прикалывают к лацкану пиджака), но в области фундаментальных наук Китай даже отстает от России.
- О чем мечтаете?
- Прочитать лекцию в Бишкеке…