Пушков: Проект поправок в УК по дипфейкам поддержали кабмин и Верховный суд

Жулики, которые используют возможности искусственного интеллекта (ИИ) для обмана легковерных граждан, ответят по нормам административного и уголовного права. Поправки в законодательство должны быть комплексными и учитывать все новые мошеннические схемы, убежден сенатор Алексей Пушков. Проблему обсуждали в четверг на заседании комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ.

Еще несколько лет назад разработчики технологий искусственного интеллекта постарались сработать на опережение. Они выработали декларацию с призывом притормозить развитие ИИ, чтобы разобраться с возможными негативными последствиями его применения. "Фактически, это признание, что искусственный интеллект становится зоной опасности. Да - он зона прогресса, хотя еще посмотрим, что он нам больше принесет - прогресса или регресса", - предостерег Пушков.

Один из самых тревожных примеров - дипфейки, от английского слова deepfake, сложенного из deep learning - "глубинное обучение" и fake - "подделка". Это методика синтеза изображения или голоса, позволяющая создать цифрового двойника любого человека. Если недавно ее использовали для невинных шуток, то теперь это один из элементов преступного арсенала. Уже разработан законопроект, который вводит использование дипфейк-технологий как новый квалифицирующий признак в несколько статей Уголовного кодекса. Предлагаются штрафы до 1,5 миллиона рублей и тюремные сроки до шести лет. Документ концептуально поддержали Верховный суд и правительство, но в отзывах есть вопросы к формулировкам, признал сенатор.

"Речь не идет о том, чтобы ограничивать разработку ИИ, не в этом задача законодателей, - объяснил он. - Но если новый технологический инструмент используется в противоправных, противозаконных сферах, общество и государство должны на это реагировать. Они должны поставить определенные ограничения на пути злоупотребления ИИ".

К сожалению, меры цифрового ликбеза, от брошюр до обучающих роликов, пока не работают, констатировал вице-президент по кибербезопасности ПАО "Сбербанк" Сергей Лебедь. Если три года назад мошенники в основном покушались на сбережения граждан, то в 2022-м они вынуждали их получать кредиты, а в 2023-м - продавать недвижимость. Только в этом году россияне могут потерять из-за кибермошенников 250 миллиардов рублей. 85% манипуляций происходит с помощью телефонной связи, на Украине действует около 400-колл-центров.

"Первая же фраза, начало общения мошенника с гражданином приводит к тому, что он попадает к нему в зависимость. Алгоритм разговора с клиентом постоянно совершенствуется. Они учитывают нашу специфику, развитие наших платформ электронной коммерции, банковских систем, госуслуг", - отметил эксперт.

За январь-сентябрь количество жалоб на действия кибермошенников в аппарат уполномоченного по правам человека возросло примерно на треть, рассказал врио начальника управления защиты прав человека в уголовном процессе Владислав Григоров. Он обратил внимание на так называемых "дроперов", которые за вознаграждение предоставляет мошенникам посреднические услуги для обналичивания украденного, то есть фактически выступают их подельниками. По мнению Григорова, необходимо рассмотреть вопрос об установлении ответственности для физических лиц за передачу банковских карт или номеров счетов третьим лицам для совершения операций.