Что общего между древнерусским искусством и конструктивизмом? Как понимать конструктивизм? Какие самые утопичные проекты были созданы конструктивистами? На эти и другие вопросы центр "Зотов" попытается ответить на выставке "Русское невероятное", приуроченной ко второму дню рождения пространства и одновременно первого в Москве центра по изучению конструктивизма.
Напомним, что центр располагается в "живом" памятнике конструктивизма - здании бывшего хлебозавода N5 имени Зотова, названного в честь советского министра пищевой промышленности. Завод был построен в 1931 году и стал первым в мире хлебозаводом с кольцевым конвейером. Яркий пример того, что конструктивизм больше, чем просто утопия.
Кураторы вдохновлялись цитатой Владимира Маяковского, который говорил: "Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства - конструктивизм". Почему же конструктивизм родился в России - еще один вопрос, требующий ответа. Сейчас сложно установить, кто первым придумал термин "конструктивизм", но известен человек, впервые употребивший его в своей книге - художник Алексей Ган.
На явление на выставке посмотрят со всех возможных сторон - живопись, архитектура (а в ней конструктивизм проявился особенно наглядно), кино, музыка. 144 экспоната из 29 музеев и галерей и восьми частных собраний уместятся в разделы: "Безмерно", "Навеки", "Вот-вот", "Посреди", "Живо", "Ввысь", "Лихо", "Неудержимо", "Запредельно", "Вопреки".
Конструктивизм, родившийся и бурно развивавшийся в первой трети XX века, отражал эпоху, которая создавала новый мир и воспитывала нового человека. А искусство, становясь бунтарским по духу, избавляясь от лишнего, не должно было отставать, выражая динамизм новой жизни, показывая свежесть обновления, передавая в работах всё то, что творцы ощутили после русской революции.
Новые художники лишь отказывались от искусства ради искусства. Теперь у него была новая миссия - оно служило производству новых людей. Павел Филонов, Николай Суетин, Кузьма Петров-Водкин, Наталия Гончарова на выставке соседствует с Юрием Аввакумовым, Эриком Булатовым, группой "Синие носы" и Ильей Кабаковым.
А чтобы лучше понять одно из самых сложных явлений в искусстве, к выставке прилагается необычная параллельная программа. "Зотов.Кино" представит кураторскую программу "Небывальщина", в которую вошли образцы от советского авангарда до постсоветского андеграунда. Покажут ленты об интерпретации сказочных и фольклорных сюжетов - заглавный фильм программы - "Небывальщина" 1983 года Сергея Овчарова. А также картины "Упырь" (Сергей Винокуров, 1997), "Трудно быть Богом", (Алексей Герман, 2013) и даже "Андрей Рублев" (Андрей Тарковский, 1996).
А в рамках музыкальной программы стоит заглянуть на диджей-сет электронного музыканта Яны Кедриной (Kedr Livanskiy) и концерт современного композитора-минималиста и философа Владимира Мартынова.