В Калининграде запустили крупные зарядные хабы для электрокаров

Сразу 15 новых зарядных станций установили по проекту электрификации Калининградской области. Теперь любители экологичного вида транспорта могут "залить" полный бак за полчаса. Корреспондент "РГ" побывал на такой заправке и выяснил, насколько она пришлась по душе горожанам.
До конца 2024 года количество зарядных станций в регионе вырастет до шести десятков.
До конца 2024 года количество зарядных станций в регионе вырастет до шести десятков. / Пресс-служба правительства Калининградской области

Место для установки первого зарядного хаба выбрали удачное - на острове Октябрьский, откуда можно легко добраться по основным магистралям практически в любую точку города. Второй разместился в аэропорту Храброво. Всего 15 новых станций.

На первый зарядный комплекс мы решили заехать ранним утром вместе с калининградцем Максимом Кожевниковым. Он работает в сфере IT, а на свой Nissan Leaf с электродвигателем пересел три года назад. Максим выбирает крайнюю станцию, уже отточенным движением руки втыкает вилку, после чего появляется время для разговора - на зарядку до 100% уходит от 30 минут до одного часа в зависимости от мощности двигателя и емкости батареи. "Почему решил пересесть с обычного авто? Да как-то цены на топливо не радуют в последнее время. В Калининграде литр АИ-95 стоит сегодня больше 61 рубля. Давайте возьмем среднестатистический седан с объемом движка 1,6 литра. Заправлять вы его будете три раза в неделю, если нужно активно кататься по области. Каждый такой заезд на заправку обойдется где-то в 1800 рублей. На свой электрокар я трачу максимум до 2000 рублей в месяц. Вот и вся экономика", - рассказал Максим. К слову, открытие хаба на острове Октябрьский стало для калининградца спасением. Он живет неподалеку, из-за чего путь до заправки сократился в разы - раньше приходилось покрутиться в городе или вовсе ехать на Северный обход, чтобы заправить авто.

Теперь владельцы электрокаров могут зарядить батарею за полчаса

Пока мы заряжались, к электростанциям подъехали еще пять машин. Преимущественно китайцы, которые становятся все популярнее. Был среди электрокаров и калининградский автомобиль "Амбер Авто А5", который собирают на заводе в регионе. Сегодня автомобиль охотно покупают агрегаторы такси и сервисы каршеринга. Места на зарядном хабе хватает для всех: к одной станции могут одновременно подключиться три машины.

По последним данным статистики, в российском эксклаве насчитывается около 1000 транспортных средств с электродвигателем, из которых 970 - легковые автомобили. А вот зарядных станций на весь регион на начало 2024 года было не больше сорока. Недостаточно развитая инфраструктура во многом тормозила переход на электрокары.

Исправить ситуацию к лучшему должен пилотный проект по электрификации Калининградской области. Грубо говоря, из российского эксклава хотят сделать модельный регион, максимально приспособленный под электромобили. Последние уже собирают на местном заводе "Автотор", который, к слову, летом этого года запустил производство собственных электродвигателей. В ближайшее время также должна заработать гигафабрика, на которой будут выпускать литий-ионные аккумуляторы - сердце любого электрокара. Третьим элементом проекта станут как раз зарядные хабы и дальнейшее развитие сопутствующей инфраструктуры. "Сегодня Калининградская область становится российской столицей электромобильности. Вместе с нашими коллегами и партнерами мы стараемся делать все возможное, чтобы стать примером для других регионов страны в плане культуры электродвижения. Речь идет не только о количестве владельцев таких автомобилей, но также о доступности зарядной инфраструктуры, развитии электротакси и каршеринга", - прокомментировала президент компании-инвестора Наталья Никипелова.

К концу этого года число зарядных станций для авто в регионе вырастет еще на 20 штук. А уже в 2025-м, по сообщению региональных властей, их количество увеличат втрое. Российский эксклав идеально подходит для электромобильности за счет своей компактной территории. Протяженность с востока на запад составляет 205 километров, а с севера на юг - 108 километров. На полной зарядке электромобиль легко может исколесить регион вдоль и поперек. Правда, нужно учитывать перепады температуры осенью и зимой, которые "съедают" заряд, и заранее планировать заправку автомобиля. С новыми хабами делать это стало намного проще.