Место для установки первого зарядного хаба выбрали удачное - на острове Октябрьский, откуда можно легко добраться по основным магистралям практически в любую точку города. Второй разместился в аэропорту Храброво. Всего 15 новых станций.
На первый зарядный комплекс мы решили заехать ранним утром вместе с калининградцем Максимом Кожевниковым. Он работает в сфере IT, а на свой Nissan Leaf с электродвигателем пересел три года назад. Максим выбирает крайнюю станцию, уже отточенным движением руки втыкает вилку, после чего появляется время для разговора - на зарядку до 100% уходит от 30 минут до одного часа в зависимости от мощности двигателя и емкости батареи. "Почему решил пересесть с обычного авто? Да как-то цены на топливо не радуют в последнее время. В Калининграде литр АИ-95 стоит сегодня больше 61 рубля. Давайте возьмем среднестатистический седан с объемом движка 1,6 литра. Заправлять вы его будете три раза в неделю, если нужно активно кататься по области. Каждый такой заезд на заправку обойдется где-то в 1800 рублей. На свой электрокар я трачу максимум до 2000 рублей в месяц. Вот и вся экономика", - рассказал Максим. К слову, открытие хаба на острове Октябрьский стало для калининградца спасением. Он живет неподалеку, из-за чего путь до заправки сократился в разы - раньше приходилось покрутиться в городе или вовсе ехать на Северный обход, чтобы заправить авто.
Пока мы заряжались, к электростанциям подъехали еще пять машин. Преимущественно китайцы, которые становятся все популярнее. Был среди электрокаров и калининградский автомобиль "Амбер Авто А5", который собирают на заводе в регионе. Сегодня автомобиль охотно покупают агрегаторы такси и сервисы каршеринга. Места на зарядном хабе хватает для всех: к одной станции могут одновременно подключиться три машины.
По последним данным статистики, в российском эксклаве насчитывается около 1000 транспортных средств с электродвигателем, из которых 970 - легковые автомобили. А вот зарядных станций на весь регион на начало 2024 года было не больше сорока. Недостаточно развитая инфраструктура во многом тормозила переход на электрокары.
Исправить ситуацию к лучшему должен пилотный проект по электрификации Калининградской области. Грубо говоря, из российского эксклава хотят сделать модельный регион, максимально приспособленный под электромобили. Последние уже собирают на местном заводе "Автотор", который, к слову, летом этого года запустил производство собственных электродвигателей. В ближайшее время также должна заработать гигафабрика, на которой будут выпускать литий-ионные аккумуляторы - сердце любого электрокара. Третьим элементом проекта станут как раз зарядные хабы и дальнейшее развитие сопутствующей инфраструктуры. "Сегодня Калининградская область становится российской столицей электромобильности. Вместе с нашими коллегами и партнерами мы стараемся делать все возможное, чтобы стать примером для других регионов страны в плане культуры электродвижения. Речь идет не только о количестве владельцев таких автомобилей, но также о доступности зарядной инфраструктуры, развитии электротакси и каршеринга", - прокомментировала президент компании-инвестора Наталья Никипелова.
К концу этого года число зарядных станций для авто в регионе вырастет еще на 20 штук. А уже в 2025-м, по сообщению региональных властей, их количество увеличат втрое. Российский эксклав идеально подходит для электромобильности за счет своей компактной территории. Протяженность с востока на запад составляет 205 километров, а с севера на юг - 108 километров. На полной зарядке электромобиль легко может исколесить регион вдоль и поперек. Правда, нужно учитывать перепады температуры осенью и зимой, которые "съедают" заряд, и заранее планировать заправку автомобиля. С новыми хабами делать это стало намного проще.