Более половины россиян в этом году оплачивали покупки по QR-коду

Согласно свежему опросу аналитического центра НАФИ, 95 процентов жителей российских городов хорошо осведомлены об альтернативных вариантах оплаты в магазинах. 86 процентов потребителей слышали о QR-коде, а больше половины даже делали покупки таким способом.
Григорий Сысоев/РИА Новости

Оплачивая покупку в магазине, мы давно имеем альтернативу наличным деньгам или картам. Достаточно иметь при себе телефон. А платеж можно провести, отсканировав QR-код, приложив к терминалу стикер или даже улыбнувшись терминалу - по биометрии.

Именно QR-код, судя по результатам опроса, в этом году стал самым популярным среди альтернативных способов оплаты. Молодежь в возрасте до 24 лет отдает предпочтение сканированию QR-кода через банковское приложение. Люди постарше идут путем проще: через камеру смартфона.

Еще немаловажный момент: почти половина респондентов выбирают способ оплаты с учетом количества действий и скорости совершения операции. 42 процента опрошенных указывают на важность для них иметь возможность получения кэшбэка или бонусов. И вот тут уже нужно разбираться, что к чему.

В настоящее время на рынке развернулась дискуссия относительно универсального QR-кода, который объединил бы решения от разных банков в одной инфраструктуре. Развивается сразу два подхода: от Национальной системы платежных карт (НСПК) и от консорциума банков, который создали Сбер, Альфа-Банк и Т-Банк. QR-код, реализуемый НСПК, работает на основе Системы быстрых платежей (СБП). По ней обычный банковский кэшбэк не начисляется, о чем, кстати, знают далеко не все. Так, согласно все тому же исследованию, 46 процентов опрошенных думают, что при оплате по СБП им всегда делается частичный возврат средств. В действительности же кэшбэк в такой ситуации возможен лишь в отдельных случаях. Как правило, это разовые и краткосрочные акции от партнеров.

В QR-коде от консорциума из трех ведущих российских банков основным методом оплаты стали pay-сервисы этих же банков - Sber Pay, Alfa Pay и T-Pay. Такие платежи приравнены к карточным, а значит, сохранены все привычные программы лояльности.

На что еще обращают внимание россияне при выборе способа оплаты? Для четырех из пяти граждан важно иметь дополнительные персонализированные опции при оплате: видеть сумму возврата или бонуса от банка в момент покупки, остаток денег на счетах и тому подобное. "О своем желании и необходимости предоставления таких опций, в частности, заявляли участники банковского консорциума по развитию единого QR кода", - напоминает НАФИ.

Дискуссия о создании универсального QR-кода ведется с начала года. Ранее ЦБ предложил законодательно закрепить работу только одного универсального QR-кода, разработанного НСПК. По словам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, универсальный платежный QR-код, разработанный НСПК, - это инфраструктурный стандарт, он не конкурирует с продуктами банков.

Аналитики же сходятся во мнении, что конкуренция на рынке финансовых технологий даст только преимущества всем участникам. Да и в целом уровень услуг должен повыситься.