Перевозки грузов по реке выросли в этом году на 10%

За 10 месяцев по внутренним водным путям России перевезли 90 млн тонн грузов, что на 10% больше, чем в прошлом году. Спрос на речные перевозки значительно уступает автомобильным и железнодорожным, однако эксперты считают, что перед отраслью не стоит задачи составить им конкуренцию. Основная роль реки - влиться в транспортные потоки и разгрузить их в самый горячий летний сезон.
Илья Наймушин/РИА Новости

Если сравнивать автомобильные и речные грузоперевозки, то последние пока явно проигрывают - в прошлом году грузовики перевезли 6 млрд тонн грузов, а баржи - около 100-110 млн тонн.

"Но если учитывать грузооборот, то у автотранспорта он составляет 380 млрд тонн на километр, а у внутреннего водного - 55 млрд тонн, то есть разница уже не в 60, а в 7 раз", - подчеркнул на пресс-конференции замруководителя Росморречфлота Федор Шишлаков.

На баржу можно перевалить содержимое нескольких грузовиков и до 60 железнодорожных вагонов. Судно река-море может доставить груз напрямую до грузополучателя в другой стране. Кроме того, по реке можно перевозить крупногабаритные и тяжеловесные грузы, которые невозможно переместить другими видами транспорта, отметила директор по судоходной политике Российской палаты судоходства Анна Исаева.

Через "Порт Кимры" в Тверской области проходят в основном нерудные материалы, и грузооборот в этом сезоне, по словам гендиректора этого крупного транспортного речного предприятия Сергея Толкачева, вырос на 20%. Щебень и песок, необходимые для строительства, вообще очень удобно перевозить именно по реке, отметил Шишлаков. В пример он привел Карелию, в которой за год производят порядка 20 млн тонн щебня и производных строительных грузов, и из них более трети направляют водным транспортом в направлении московской агломерации.

"Внутренний водный транспорт для своего развития требует значительно меньше средств на инфраструктуру, чем наземные виды транспорта в пересчете на единицу прироста грузопотока", - указала на еще одно преимущество Исаева.

Помимо дноуглубительных работ, реконструкции судоходных шлюзов и строительства новых гидроузлов, большую роль в развитии речного судоходства играет создание современных перегрузочных центров. В этом году запущен первый мультимодальный логистический центр - Свияжский в Татарстане.

Эксперты сошлись во мнении, что разные виды перевозок должны не конкурировать, а дополнять друг друга. Например, летом, когда на железной дороге появляется больше пассажирских поездов, внутренний водный транспорт, может и должен забирать на себя нагрузку по перевозке грузов.

А в части оптимизации внутрирегиональных грузопотоков глава Росморречфлота привел в пример Алтайский край. Регион софинансировал проведение работ на внутренних водных путях, были увеличены глубины и за счет этого удалось перераспределить грузопоток.

"Сразу более 1 млн тонн грузов перешло с автомобильных дорог на внутренний водный транспорт. Благодаря этому снизились заторы на дорогах и затраты на ремонт трасс, которые разбивали большегрузы", - рассказал Шишлаков.