Дефицит кадров в туристической отрасли составит 400 тысяч человек к 2030 году

Вопрос дефицита кадров для туристической отрасли является актуальным, к 2030 году он составит 400 тыс. человек. При этом около 70% специалистов сейчас не имеют профильного образования. Об этом на заседании комиссии Госсовета РФ "Туризм" заявил министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников.
Россия обладает мощным потенциалом на мировом рынке туризма.
Россия обладает мощным потенциалом на мировом рынке туризма. / Аркадий Колыбалов / РГ

"Россия обладает мощным потенциалом на мировом рынке туризма, и мы будем этот потенциал активно реализовывать. Все это упирается в ключевую проблему, которая на сегодняшний момент есть. Она не только в туризме, она есть и в других отрастях. Но для туризма, конечно, крайне актуальна. Это вопрос кадров, до 2030 г. мы прогнозируем дефицит 400 тыс. человек для решения этой задачи", - рассказал Решетников.

Председатель Комиссии, губернатор Приморского края Олег Кожемяко отметил, что около 70% российских специалистов в сфере туризма не имеют базового профессионального образования, это подчеркивает проблему разрыва между потребностью в отрасли и предложением со стороны образовательных организаций.

По мнению главы минобрнауки Валерия Фалькова, общая удовлетворенность обучения в вузе тесно связана с наличием у студента наставника из числа преподавателей.

"Поэтому мы считаем, что применительно к практике должен быть наставник не только со стороны вуза, но и наставник со стороны предприятия. Если есть наставник, удовлетворенность студента заметна", - сказал министр.

При этом он добавил, что надо понимать: простое увеличение количества часов само по себе не повлечет повышение качества подготовки кадров. Важно, по его словам, чтобы система наставничества была грамотно организована.

В самом образовательном секторе отмечают, что спрос есть на всех специалистов и на все программы.

В частности, вице-президент по управлению персоналом Cosmos Hotel Group Анна Кувайцева отмечает, что сейчас наблюдается высокий спрос на программы по сервису и на обучение управляющих и генеральных менеджеров отелей.

Есть заинтересованность и в узких специфических направлениях и компетенциях, таких как управление доходами, курсы для горничных и для специалистов службы приема и размещения, а также менеджмент направления F&B (ресторанная служба при отеле). Таких специалистов на рынке критически мало, и они самые востребованные, добавила Анна Кувайцева.

По словам экспертов, сегодня около 70% российских специалистов в сфере туризма не имеют базового профессионального образования

Также про дефицит линейного персонала говорят и в Российском государственном университете туризма и сервиса (РГУТИС).

"Именно эти категории персонала создают ту сервисную среду, тот уровень комфорта, который в первую очередь обеспечивают положительные эмоции и впечатления у туриста. Однако же высок спрос и на профильные квалифицированные инженерные и управленческие кадры", - рассказывает директор Высшей школы туризма и гостеприимства РГУТИС Ирина Бушуева.

Объекты показа нуждаются во владеющих инновационными технологиями работы с туристами экскурсоводах, очень нужны отрасли специалисты, умеющие создать у туриста и экскурсанта "вау"-эффект и впечатления с помощью VR технологий, технологий дополненной реальности, искусственного интеллекта, говорит она.

"Наши туристы, особенно молодые, уже давно не хотят "просто посмотреть" или "просто отдохнуть", - рассказывает Ирина Бушуева.