"Россия обладает мощным потенциалом на мировом рынке туризма, и мы будем этот потенциал активно реализовывать. Все это упирается в ключевую проблему, которая на сегодняшний момент есть. Она не только в туризме, она есть и в других отрастях. Но для туризма, конечно, крайне актуальна. Это вопрос кадров, до 2030 г. мы прогнозируем дефицит 400 тыс. человек для решения этой задачи", - рассказал Решетников.
Председатель Комиссии, губернатор Приморского края Олег Кожемяко отметил, что около 70% российских специалистов в сфере туризма не имеют базового профессионального образования, это подчеркивает проблему разрыва между потребностью в отрасли и предложением со стороны образовательных организаций.
По мнению главы минобрнауки Валерия Фалькова, общая удовлетворенность обучения в вузе тесно связана с наличием у студента наставника из числа преподавателей.
"Поэтому мы считаем, что применительно к практике должен быть наставник не только со стороны вуза, но и наставник со стороны предприятия. Если есть наставник, удовлетворенность студента заметна", - сказал министр.
При этом он добавил, что надо понимать: простое увеличение количества часов само по себе не повлечет повышение качества подготовки кадров. Важно, по его словам, чтобы система наставничества была грамотно организована.
В самом образовательном секторе отмечают, что спрос есть на всех специалистов и на все программы.
В частности, вице-президент по управлению персоналом Cosmos Hotel Group Анна Кувайцева отмечает, что сейчас наблюдается высокий спрос на программы по сервису и на обучение управляющих и генеральных менеджеров отелей.
Есть заинтересованность и в узких специфических направлениях и компетенциях, таких как управление доходами, курсы для горничных и для специалистов службы приема и размещения, а также менеджмент направления F&B (ресторанная служба при отеле). Таких специалистов на рынке критически мало, и они самые востребованные, добавила Анна Кувайцева.
Также про дефицит линейного персонала говорят и в Российском государственном университете туризма и сервиса (РГУТИС).
"Именно эти категории персонала создают ту сервисную среду, тот уровень комфорта, который в первую очередь обеспечивают положительные эмоции и впечатления у туриста. Однако же высок спрос и на профильные квалифицированные инженерные и управленческие кадры", - рассказывает директор Высшей школы туризма и гостеприимства РГУТИС Ирина Бушуева.
Объекты показа нуждаются во владеющих инновационными технологиями работы с туристами экскурсоводах, очень нужны отрасли специалисты, умеющие создать у туриста и экскурсанта "вау"-эффект и впечатления с помощью VR технологий, технологий дополненной реальности, искусственного интеллекта, говорит она.
"Наши туристы, особенно молодые, уже давно не хотят "просто посмотреть" или "просто отдохнуть", - рассказывает Ирина Бушуева.