Высокоскоростная магистраль и электронные накладные. Как создают объединенную транспортную систему Союзного государства
Высокоскоростная магистраль и электронные накладные. Как создают объединенную транспортную систему Союзного государства
Планы создания объединенной транспортной системы Союзного государства
Планы по созданию объединенной транспортной системы Союзного государства были зафиксированы в договоре "О создании Союзного государства" 1999 года. Тогда же была утверждена Союзная программа по унификации регулирования транспортного рынка.
Первоначально предполагалось запустить объединенную транспортную систему с 2001 года. Для этого нужно было преобразовать и гармонизировать системы управления и государственного регулирования транспортного комплекса в России и Беларуси. Кроме того, требовалось разграничить полномочия между союзными и национальными органами власти в этой сфере. На практике выполнить поставленные задачи оказалось довольно сложно. Потому к намеченным срокам полностью сформировать объединенную транспортную систему Союзного государства не удалось. Тем не менее удалось продвинуться в вопросах установления регулярного пассажирского и грузового сообщения между странами. Этому способствовало сходство технических характеристик железнодорожной, авиационной инфраструктуры двух стран.
Новый импульс развитию Союзного государства придало принятие 4 ноября 2021 года Декрета "Об основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства". В документе были прописаны системы транспортного контроля двух стран.
18 июня 2023 года было заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взимании аэронавигационных и аэропортовых сборов и тарифов. 18 августа 2023 года в Министерстве транспорта РФ было подписано Соглашение о международных автомобильных перевозках между Россией и Республикой Беларусь.
Как считают аналитики, объединенная транспортная система Союзного государства должна создать равные возможности для перевозчиков.
Создание единой транспортной системы входит в 28 интеграционных программ Союзного государства. Уже полностью реализованы задачи в области железнодорожного, водного транспорта, дорожного хозяйства и цифровизации на транспорте.
Планы строительства высокоскоростной магистрали
Беларусь и Россия обсуждают строительство скоростной магистрали Москва - Брест. По словам президента Беларуси Александра Лукашенко, при желании западных стран магистраль можно будет продлить и до Берлина.
"С президентом России Владимиром Путиным мы договорились, что в ближайшее время обсудим вопросы строительства скоростной магистрали через Беларусь из Москвы на запад. До Бреста по крайней мере", - сказал Александр Лукашенко в октябре 2024 года, заслушивая доклад по вопросам развития сети автомобильных дорог, транспортной инфраструктуры. Российская сторона считает целесообразным построить высокоскоростную железнодорожную магистраль между Москвой и Минском. Предполагалось продлить ВСМ между Санкт-Петербургом и Москвой. Эти идеи высказывались летом 2023 года. Позже предложение продлить ее до Бреста высказал Александр Лукашенко.
Строительство ВСМ Москва - Санкт-Петербург входит в национальный проект России "Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры".
Развитие портовой инфраструктуры Союзного государства
В феврале 2021 года правительства Беларуси и России подписали соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов через российские порты для дальнейшего экспорта в третьи страны.
В настоящий момент Беларусь использует мощности 19 российских портов для перевалки своей продукции на внешние рынки. Создание новых транспортно-логистических коридоров для внешней торговли, а также использование Беларусью российской портовой инфраструктуры позволило значительно нарастить товарооборот с дружественными странами, что положительно сказывается на доходах от внешнеторговой деятельности и благосостоянии граждан двух стран.
Беларусь также планирует создать собственную портовую инфраструктуру в России. В январе 2024 года было заявлено, что Беларусь может построить собственный порт в Приморском крае. Этот порт должен быть привязан к Северному морскому пути.
В апреле 2024 года было подписано соглашение о строительстве в Мурманской области белорусского терминала для перевалки грузов мощностью 25-30 миллионов тонн в год. Этот порт предполагается использовать для перевалки калийных удобрений. Также рассматривается вариант инвестиций в Архангельский транспортный узел.
Беларусь заинтересована в диверсификации торговой логистики за счет Северного морского пути.
В 2023 году объем перевозки белорусских товаров в направлении северо-западных портов России составил 12,9 млн тонн.
Союзное государство будет развивать логистическую инфраструктуру на территории России, чтобы гарантировать выход на мировые рынки.
Таможенная политика в Союзном государстве
В договоре от 8 декабря 1999 года "О создании Союзного государства" прописано, что государства-участники проводят единую торговую политику в отношении третьих стран, международных экономических организаций и экономических объединений, применяют единые ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин, единые таможенные режимы и единый порядок таможенного оформления и контроля, унифицируют законодательство о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и о защите экономических интересов государств-участников при осуществлении внешней торговли.
В Союзном государстве действует единое таможенное пространство, в отношении которого применяются:
- единый порядок экспортного контроля;
- единые меры нетарифного регулирования, включая применение количественных ограничений, лицензирование ввоза и вывоза товаров, ведение единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения ввоза и вывоза;
- единый порядок взаимного признания лицензий, сертификатов и разрешений на ввоз или вывоз товаров.
22 июня 1996 года создан Таможенный комитет Сообщества, который затем был переименован в Таможенный комитет Союзного государства. В нем образована коллегия, в состав которой входят председатель Таможенного комитета СГ (председатель коллегии), его заместители, а также руководящие работники центральных таможенных органов государств-участников Союзного государства.
В 2022 году завершена работа по реализации российско-белорусской Союзной программы по гармонизации налогового и таможенного законодательства и сотрудничеству в таможенной сфере. Вступил в действие Договор о гармонизации таможенного законодательства и сотрудничестве в таможенной сфере, основными направлениями которого являются: информационное взаимодействие, контроль, категорирование участников ВЭД и унификация институтов УЭО.
Сейчас Таможенный комитет СГ представляет собой межнациональный, межгосударственный орган исполнительной власти, который имеет право формировать профили рисков для России и Беларуси. Затем применяются единые для Союзного государства профили рисков в таможенном контроле.
"Таможенники показывают первый опыт в создании наднационального органа, который создан во исполнение реализации ряда 28 Союзных программ, которые были утверждены на заседании Высшего Госсовета Союзного государства 4 ноября 2021 года", - отмечал Госсекретарь Дмитрий Мезенцев в октябре 2023 года по итогам заседание коллегии Таможенного комитета Союзного государства.
Внедрение электронных накладных
Беларусь и Россия переходят на электронные накладные при взаимной торговле. В постановлении Совмина от 10.04.2023 №248 "Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2019 г. №940" закреплены нормы, устанавливающие требования к порядку передачи, получения электронных транспортных (товаросопроводительных) и (или) иных документов, подтверждающих перемещение товаров при осуществлении взаимной торговли между государствами, а также признание электронных цифровых подписей посредством национального оператора доверенной третьей стороны.
До внедрения международной автомобильной транспортной накладной e-CMR между Россией и Беларусью был проведен пилотный проект. Он стартовал в июне 2021 года, а завершился в ноябре 2023 года. В ходе проекта прошла апробация технологий и процессов передачи электронных накладных между всеми участниками грузоперевозки с предоставлением информации в государственные информационные системы стран Союзного государства.
С 1 мая 2024 года в Беларуси начала действовать нормативная и техническая база для передача электронных накладных при взаимной торговле с Россией. 23 мая 2024 года прошла первая отгрузка товаров в Россию, оформленная электронным товаросопроводительным документом. Опыт внедрения электронных накладных во взаимной торговле между Беларусью и Россией может быть использован в ЕАЭС.