Какие меры помогут снизить количество ДТП с участием электросамокатов

Популярность электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ) с каждым годом растет. Однако вместе с популярностью набирает обороты и количество аварий с их участием. По итогам прошлого года было зарегистрировано более трех тысяч ДТП с участием одних лишь электросамокатов. Именно поэтому постоянно совершенствуются правила использования этого вида транспорта.
Сергей Михеев / РГ

С первого марта прошлого года начали действовать ПДД для электросамокатов, моноколес, гироскутеров и прочих средств индивидуальной мобильности (СИМ). В частности, определили, с какого возраста можно ими пользоваться, где можно ездить, а где нельзя, установили штрафные санкции и ответственность в случае ДТП. Также установили разрешенные параметры средств индивидуальной мобильности: масса не должна превышать 35 килограмм, а мощность - 0,25 киловатт.

На сегодняшний день самая регулируемая часть СИМ - это арендные самокаты. Операторы кикшеринга оборудуют самокаты индивидуальными номерами, с помощью цифровых технологий отслеживают их местоположение, устанавливают различные ограничения и имеют возможность штрафовать тех, кто нарушает ПДД и правила пользования СИМ. Все это помогает снижать число аварий и делать езду на самокатах более безопасной как для самих пользователей, так и для других участников дорожного движения.

"Идеальный сценарий снижения аварийности - совокупность мер, влияющих на культуру вождения и соблюдение ПДД, - считает руководитель направления по взаимодействию с органами власти компании Whoosh Сергей Карлов. - И мы видим, что этот комплекс мер работает. В пересчете на каждую тысячу поездок количество ДТП в отдельных регионах снизилось до 30 процентов, а в Москве за последние месяцы снижение достигло 48 процентов".

По словам эксперта, снижать количество ДТП с участием самокатов кикшеринга помогает фиксация нарушений и последующее наказание нарушителей (штрафы).

"В этом году в Москве наказание за нарушение получило рекордное число недобросовестных пользователей, - отмечает Сергей Карлов. - Для этого были подключены городские службы и камеры, на самокатах увеличены номера, а внутри сервиса выстроен процесс обработки: штраф или блокировка аккаунта".

Также внедряются системы, которые позволяют блокировать поездки вдвоем на одном самокате, а также не допускать пользователей в состоянии алкогольного опьянения.

Еще одна действенная мера - обучение. Операторы кикшеринга регулярно проводят бесплатные образовательные программы, которые, в том числе, рассказывают о правилах дорожного движения тем, кто не сдавал на водительские права, так как для управления СИМ они пока не требуются.

"Зависимость между несоблюдением правил и аварий - прямая, - уверен Сергей Карлов. - Мы видим, что осознание ответственности за нарушения и последствия несоблюдения влияют на число повторных нарушений - они снижаются".

Городские власти тоже заинтересованы в том, чтобы самокатчики доставляли как можно меньше проблем остальным участникам дорожного движения. Именно поэтому постоянно расширяется сеть велодорожек и специальных выделенных полос, по которым могут передвигаться пользователи СИМ. Вводятся особые зоны, где движение на электросамокатах разрешено либо с ограничением скорости, либо запрещено вовсе.

"В каждом городе есть определенные улицы, где скорость самокатов снижена, - поясняет Сергей Карлов. - Как правило, это места с большим потоком пешеходов, где ехать на привычной скорости может быть некомфортно. На некоторых улицах мы можем устанавливать временные ограничения - например, если знаем, что через улицу проходит большой поток людей в часы пик утром и вечером, а днем она свободна и на ней комфортно двигаться на микромобильном транспорте. Есть также зоны запрета - там, где самокат сам автоматически останавливается и не дает ехать дальше".

Арендованные электросамокаты попадают в аварии реже,чем личные устройства россиян

Согласно статистике, число ДТП с участием арендных самокатов минимально, если сравнивать их с самокатами, которые находятся у россиян в личном пользовании. Как правило, и самыми злостными нарушителями оказываются именно пользователи личных СИМ, которые передвигаются по дорогам общего пользования вместе с полноценными транспортными средствами - автомобилями, мотоциклами и так далее.

"Все ограничения, касаемые медленных или запретных зон, распространяются на самокаты кикшеринга, - поясняет директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман. - Пользователи личных СИМ тоже должны соблюдать установленные правила, но на деле этого не происходит. В Москве это наглядно видно. На автомобильных дорогах и магистралях постоянно можно видеть моноколесистов и самокатчиков, которые мчатся со скоростью более 60 километров в час, а иногда и более 90 километров в час".

Согласно данным Научного центра безопасности дорожного движения, за первые 9 месяцев текущего года из 41 погибшего в ДТП пользователя СИМ 39 человек были владельцами личных средств индивидуальной мобильности.

"Частные СИМ, которых, по статистике, в два с лишним раза больше, чем прокатных, - это "терра инкогнито", - говорит Ксения Эрдман. - Опасны они не только тем, что не соблюдают скоростных и зональных ограничений, но и тем, что, если в случае ДТП пользователь СИМ скрылся, найти его практически невозможно".

Именно поэтому минтранс разработал поправки, которые с 1 сентября 2026 года обяжут владельцев электросамокатов, мопедов и электровелосипедов в десятидневный срок с момента покупки регистрировать свое СИМ в специальном создаваемом федеральном реестре. Например, владелец электросамоката должен получить на него учетный знак (по аналогии с номерами для авто), а также учетную метку (QR-код). Уже находящиеся в эксплуатации СИМ нужно будет зарегистрировать до 1 марта 2027 года. Перед каждой поездкой владельцу личного СИМ нужно будет авторизоваться с помощью приложения, установленного на свой мобильный телефон. Также можно будет авторизовываться без телефона. Однако для этого владелец должен установить на своем СИМ специальный программно-аппаратный комплекс (сейчас такие установлены на всех кикшеринговых самокатах). Также предполагается, что во время поездки самокат будет передавать данные о местоположении, скорости движения, времени начала и окончания поездки, нарушениях в специальную региональную систему. По задумке разработчиков законопроекта такие нововведения помогут контролировать владельцев СИМ и наказывать нарушителей. Однако эксперты сомневаются, что мера окажется действенной из-за сложности ее исполнения.

"Процедура регистрации СИМ, которую предлагает минтранс в своей инициативе, сложна в реализации и бьет по карману владельцев, - считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. - Поэтому вряд ли найдется какой-то существенный процент электросамокатчиков, которые будут выполнять положенные требования. Кроме того, отслеживать нарушителей в режиме реального времени при помощи системы ГЛОНАСС также не получится. В крупных городах спутниковые системы не работают по понятным для всех причинам. Для того чтобы регулировать действия пользователей электросамокатов, необходимы более понятные и действенные меры. В частности, необходимо установить более простую схему регистрации СИМ, которая будет доступна подавляющему большинству владельцев".

Также, по словам эксперта, в связи с тем что количество владельцев СИМ с каждым годом растет, а количество ДТП с их участием увеличивается, необходимо в кратчайшие сроки принять меры, которые помогут отрегулировать сферу частных СИМ и ответственность их владельцев. Сейчас это можно назвать приоритетной задачей.

Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Александр Фейст