По данным Московской топливной ассоциации (МТА), в последние две недели цены на АИ-92 и АИ-95 на заправках ускорили рост. За неделю с 11 по 17 ноября они подорожали на 17 и 18 коп. соответственно. Свежие данные Росстата появятся 20 ноября, но и он пока не фиксировал снижения средних по стране цен на топливо во второй половине этого года.
С другой стороны, связь между объявлением о снятии запрета на экспорт бензина и ростом розничных цен весьма сомнительна - слишком мало времени прошло. К тому же разрешение на экспорт, наоборот, должно улучшить экономику нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), поставляющих бензин за границу. А им прекрасно известно, что задирать цены на внутреннем рынке себе дороже, за этим следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС), выписывая штрафы за нарушения, не обращая внимания на регалии, размеры и заслуги предприятий.
Уже в начале этой недели биржевые котировки бензинов просели почти в половину последнего прироста. К тому же сейчас они далеки от максимумов этого года, которые были достигнуты в начале осени. Но всем известна особенность нашего топливного рынка: если цены на АЗС выросли, то снижаться они начнут только после очень масштабного и длительного падения биржевых котировок. А они с начала ноября, наоборот, выросли.
Рост цен на бензин не стоит связывать с новостями о возможной отмене запрета, считает генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов и сырья OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин. Текущие колебания пока что укладываются в формулу "10-20", согласно которой нефтяники теряют право на получение субсидий из бюджета по демпферу (компенсации нефтяникам части упущенной выгоды за поставки топлива на внутренний рынок по ценам ниже экспортных) в том случае, если среднемесячные цены на бензин превышают условную внутреннюю цену на 10%, а цены на дизель - на 20%. Предельный порог для биржевой цены на бензин составляет 64 515 руб. за тонну (измеряется по котировкам АИ-92). Торги по бензину этой марки 18 ноября 2024 года закончились на отметке 60 490 руб. за тонну. При этом большую часть месяца котировки бензина находились ниже этой отметки.
По мнению зампреда наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", члена экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрия Гусева, в росте топливных цен на бирже оказалась виновата привычка, которая "хуже неволи". В этом году все трейдеры и топливные базы ждали традиционного снижения цен на бензин после сезона высокого спроса, то есть с середины осени. Запасы топлива вперед не делались, удовлетворялись срочные потребности, все ждали выгодной конъюнктуры. И тут появляется информация об отмене запрета на экспорт бензина, и спрос может резко вырасти. Естественно, все ломанулись делать запасы, сами организовав повышенный спрос. Соответственно, цены на бирже пошли вверх.
Гусев также считает, что рост котировок на прошлой неделе не повлияет на решение правительства об отмене запрета на экспорт бензина. Бензина из России за границу поставляется не больше 15% от объемов производства, сезон высокого спроса на него в стране закончился, а у крупных нефтяных компаний есть запрос на открытие экспорта, уточняет эксперт.
По поводу последнего Терешкин добавляет, что нефтяникам еще нужно компенсировать потери от вынужденных простоев НПЗ, которые привели к сокращению выпуска нефтепродуктов. По данным Росстата, общее производство нефтепродуктов по итогам первых девяти месяцев 2024 года сократилось на 2,4% (год к году). Поэтому сейчас нефтяникам гораздо сложнее держать цены в приемлемых для регулятора границах. Как следствие, риски роста цен на бензин сохраняются вне зависимости от времени года.
Сейчас по итогам десяти с половиной месяцев рост розничных цен на бензин (8,7%) опережает среднюю инфляцию по стране (7,02%). Но основной вклад в подорожание внесли премиальные марки бензина АИ-98 и выше (17,5%). Рост стоимости АИ-92 и АИ-95 близок к уровню инфляции: 7,2 и 7,6% соответственно.
Как отмечает Гусев, бензины премиальных марок стоит перестать учитывать в инфляции Росстата. Это товар для небедных людей. Эти марки можно вывести на биржу, причем в полном объеме, и пусть формируется рыночная цена. Спрос на них есть и устойчивый.
Но с точки зрения Терешкина, Росстат вряд ли перестанет учитывать АИ-98 при подсчете сводного ценового индикатора. В ценовой статистике важно поддерживать стабильность правил подсчета, иначе данные Росстата превратятся в спидометр, на котором скручен километраж.