Истории успеха: как женщины становятся индивидуальными предпринимателями в Москве

Программа "Малый бизнес Москвы" помогает людям открывать и развивать свое дело
19 ноября во всем мире отмечается Международный день женского предпринимательства. В Москве сегодня доля женщин среди индивидуальных предпринимателей составляет 43%, а среди руководителей субъектов малых и средних предприятий-юридических лиц - 30,2%. Самыми популярными сферами у столичных предпринимательниц стали торговля (32,1% от общего числа женщин-ИП и руководителей субъектов МСП-юридических лиц), сфера недвижимости (10,5%) и деятельность в области права и бухгалтерского учета (4,8%).
iStock

Департамент предпринимательства и инновационного развития города и "Малый бизнес Москвы" поддерживают женщин-предпринимателей на всех этапах создания бизнеса: от поиска идеи до развития своего дела. Для этого проводятся тематические обучающие и деловые мероприятия, посвященные женскому предпринимательству. Бизнес-леди могут воспользоваться широким спектром консалтинговых услуг по вопросам ведения своего дела, а также более 35 онлайн-сервисами, представленными на портале mbm.mos.ru.

Одной из тех, кто воспользовался образовательной поддержкой столицы, стала Любовь Перевалова. Ее компания "АБС Групп" специализируется на разработке и установке систем безопасности, включая средства и системы пожаротушения, сигнализации, видеонаблюдения и контроля периметра, для жилых, коммерческих и административных объектов. Предприниматель в 2024 году прошла программу "Прокачай свой бизнес вместе с наставником". Любовь узнала, как продвигать свои услуги с помощью тендеров, и смогла заключить крупный контракт с одним из известных застройщиков на 50 миллионов рублей, а также увеличить количество клиентов компании в 2 раза.

С 2022 года в столице проводится интенсив для женщин-предпринимательниц с детьми "Мамы в бизнесе", который позволяет реализовать торговый потенциал. Его участницы под руководством экспертов изучают основы ведения своего дела и готовят бизнес-проекты. Одна из участниц интенсива - мама двух детей Виктория Журавлева. По образованию Виктория - дизайнер интерьера. В 2021 году она вела социальные сети и сайт организации, в которой работала, и увлеклась разработкой дизайна для бизнеса, а затем получила дополнительное образование. В октябре 2023 года Виктория основала студию дизайна VEKTORONIA DESIGNER и прошла интенсив "Мамы в бизнесе". На нем Виктория поняла, что ключ к успеху - в комплексном подходе к каждому заказу. Предприниматель предлагает своим клиентам пакетные решения: от разработки логотипа до разработки визуала для социальных сетей, карточек на маркетплейсах и мобильных приложений. В результате за год работы было более 200 реализованных проектов, в том числе 10 пакетных с визуальным оформлением бизнеса "под ключ".

Татьяна Клюквина - мама двух детей и основатель массажной студии "Pudrа - массажная семья". Предприниматель увлеклась массажным искусством в 2020 году. Набравшись необходимых знаний, через год арендовала кабинет. Помимо оказания услуг по массажу, Татьяна разработала обучающую программу для тех, кто хочет начать собственное дело в этой сфере.

Осенью 2023 года Татьяна приняла участие в интенсиве "Мамы в бизнесе". Благодаря обучению бизнес-вумен узнала, как можно гармонично совмещать продажи и материнство, а также нашла новых клиентов. Кроме этого, Татьяна воспользовалась советом по работе с социальными сетями, который она получила от спикера на одном из мероприятий, посвященном продвижению и PR. Девушка стала выкладывать не только обучающий, но и развлекательный контент в социальные сети. В результате вовлеченность аудитории увеличилась более чем в пять раз.

А подруги Марина Фоменко и Анна Рябенко создают стильную одежду для деловых женщин под брендом DEDÈ. Еще они успешно совмещают ведение бизнеса с ролью многодетных мам, а бренд называют своим четвертым ребенком. Марина как маркетолог работает над созданием личных брендов деловых женщин, а ее коллега Анна выступает стилистом. Предпринимательницы регулярно обращаются за консультационной поддержкой. Так, специалисты рекомендовали им новые каналы продвижения бренда, в том числе участие в проекте "Малый бизнес - большие истории". А еще Марина и Анна являются резидентами коворкинг-центров, расположенных в центрах услуг для бизнеса.

Поддержка предпринимателей осуществляется в рамках реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". ГБУ "Малый бизнес Москвы" помогает людям не только открывать, но и развивать свое дело. В центрах услуг для бизнеса рассказывают о финансовых и нефинансовых мерах господдержки. Для предпринимателей проводят бесплатные обучающие и деловые мероприятия: форумы, семинары, тренинги, конференции, которые помогают повысить профессиональные компетенции и найти единомышленников.

Справка "РГ"

Получить консультацию по вопросам открытия и ведения бизнеса и более подробно узнать об актуальных мерах поддержки предпринимателей в Москве можно на сайте МБМ: mbm.mos.ru и по телефону: +7 495 225-14-14.