Бизнес предложил внедрить новый инструмент регулирования грузоперевозок и оценки состояния автопарка

Бизнес предложил внедрить новый инструмент регулирования грузоперевозок
В июле Госдума в первом чтении приняла законопроект "О порядке допуска к осуществлению перевозок автотранспортом в РФ". По оценке главы ассоциации "Грузавтотранс", члена общественного совета при Ространснадзоре Владимира Матягина, примерно 50-60 процентов перевозчиков в отрасли - это ИП, которые вряд ли смогут выполнить все требования, чтобы попасть в единый реестр. Их уход неминуемо приведет к дефициту машин и, соответственно, скачку цен на товары, ведь 73 процента объема перевозок в стране приходится на автотранспорт.
iStock

Свою позицию он высказал на выставке "Транслогистика Урал" и призвал коллег активнее подавать предложения в рабочую группу, которая готовит поправки ко второму чтению. Если закон примут, то уже с 1 марта 2025 года все занимающиеся коммерческими перевозками должны будут уведомлять о начале деятельности контрольно-надзорные органы. Юрлица и ИП регистрируют в электронном реестре грузовые авто общей массой более 3,5 тонны, самозанятые - от 2,5 до 3,5 тонны, загружают документы в ФНС, ГАИ, Ространснадзор через "личный кабинет".

Не будучи в реестре, оказывать услуги нельзя. Чтобы попасть туда, перевозчик должен не иметь недоимок по сборам и налогам, непогашенных судимостей в сфере экономической деятельности, экологии, трудового законодательства, безопасности движения и эксплуатации транспорта. Кроме того, нужен штатный сотрудник по безопасности дорожного движения и регулярные медосмотры водителей. За систематические нарушения ПДД, условий эксплуатации тяжеловесной и крупногабаритной техники, режима труда и отдыха лиц, управляющих ею, директора компании могут оштрафовать на 50-100 тысяч рублей, юрлицо - на 200-400 тысяч. А также лишить права на деятельность на срок от шести месяцев до года. Исключают перевозчика из реестра либо по его желанию, либо из-за подачи недостоверных сведений, если они не исправлены за 10 дней.

На финальном этапе внедрения единую платформу подключат к аналогам из стран ЕАЭС и БРИКС

"Сейчас в России 6,7 миллиона грузовых машин у 1,5 миллиона собственников. При этом уведомили Ространснадзор о начале деятельности только 46,1 тысячи. По сути, бесконтрольны 80 процентов перевозчиков, никто не знает ничего о состоянии их парка. В 2023-м произошло 9,8 тысячи ДТП по вине водителей транспортных компаний, погибли 1588 человек", - объясняет мотивы разработки законопроекта Матягин.

Эксперт признает, что реестр задуман для наведения порядка на рынке и стабилизации ценообразования, пока оно зависит не от качества услуги, а от демпинга "серой зоны". Новые правила дадут возможность обновлять автомобили (в среднем их возраст - 22 года), снизят аварийность, а бюджет за счет легализации уклоняющихся от налогов участников рынка, по оценке Матягина, дополнительно пополнится на более чем 450 миллиардов рублей.

"Вместе с тем у нас много вопросов к законопроекту. В частности, непонятно, как будут прописаны критерии перевозок для собственных нужд - не станет ли это очередной лазейкой для коррупции? Будет ли учтено страхование лимитов ответственности? Кто будет контролировать требования по наличию штатных специалистов, ведению журналов содержания транспорта и так далее?" - рассуждает представитель ассоциации.

По его мнению, надо не залечивать "больного" до смерти, а дать ему шанс выздороветь. Многие ИП начинают бизнес довольно просто: покупают седельный тягач или грузовую газель и сами садятся за руль. При этом узнают, что делают что-то неправильно, только когда прилетает штраф. Таких, считает Матягин, надо просвещать, а не отлучать от рынка. Также необходимо больше вкладывать в обучение водителей категории C и Е: сейчас автошколы не отвечают за качество выпускников.

Благодаря реестру, как и создаваемой национальной платформе "ГосЛог", заказчики получат информацию о добросовестных исполнителях транспортных услуг. В общей сложности цифровой ресурс будет включать 12 сервисов для коммерческих доставок по воздуху, морю, железной дороге и автодорожной инфраструктуре. Четыре из них заработают уже в 2027 году: в состав "одного окна" войдут инструменты для обработки перевозочных, товаросопроводительных и разрешительных документов, цифровой профиль участника рынка, механизм для точной прослеживаемости грузов, а также база данных по объектам инфраструктуры. К 2030-му 90 процентов всех документов для внутренних и международных рейсов переведут в электронный вид, что позволит очень существенно сократить издержки логистических операторов, доля которых в структуре российского ВВП превышает 13 процентов.

Часть мероприятий дорожной карты уже реализуется, например, разрабатывается единый классификатор грузов для всех видов транспорта. Летом 2025 года завершится период проведения эксперимента, в котором участвуют семь логистических операторов и 11 маршрутов, в том числе мультимодальные, связанные с обработкой грузоотправлений по направлениям Китая, Индии, Вьетнама, Казахстана, Беларуси и ОАЭ. Задача пилота - выявить ограничения на каждом этапе и снять их. В перспективе "ГосЛог" интегрируют с аналогичными платформами стран ЕАЭС и БРИКС.

"Она создается в первую очередь для транспортно-логистических предприятий. Их в России более 200 тысяч, там занято 3,3 миллиона человек. Суммарный объем перевозок в 2023 году составил 7,6 миллиарда тонн, - говорит вице-президент ГК "Транспортная интеграция" Светлана Воронцова. - Также инструмент будет полезен грузовладельцам с собственным транспортом. И федеральным, и региональным органам исполнительной власти после перераспределения логистических потоков на Восток и Юг требуется единый центр управления. Летом, допустим, когда заняты автомобильные и железные дороги, возникает задача перемещения инертных грузов на реки".