Как театру заинтересовать школьников классикой русской литературы

Со школьных лет и по сей день я панически боюсь культпоходов в театр, когда собранными по случаю в зрительном зале детьми овладевает коллективный бес: они в театр не пришли - их привели, а причиненное добро обычно мало ценится. Поэтому на премьере спектакля театра мюзикла "Капитанская дочка" в Свердловской детской филармонии я испытала шок, увидев в переполненном зале четыреста с лишним восьмиклассников. Ну что ж, театр знал, на что идет, берясь рассказывать любовную историю из XVIII века на фоне еще менее интересной для публики истории пугачевского бунта. И да, примерно с четверть часа мы, малочисленные взрослые, уговаривали компанию сидящих впереди парней вести себя потише. Они старались, но безуспешно, а потом постепенно замолчали и стали слушать, вникать в происходящее.
Столкновение стихий добра и зла позволило артистам завладеть вниманием юного зрителя.
Столкновение стихий добра и зла позволило артистам завладеть вниманием юного зрителя. / Татьяна Андреева/РГ

На сцене царило Лихо - персонаж, которого, разумеется, не было у Пушкина. Но именно это инфернальное, отталкивающе притягательное, смертельно опасное воплощение зла, по замыслу авторов постановки, вовлекает неглупого и хитроватого мужика Емельку в кровавый бунт, бессмысленный и беспощадный. Лихо убаюкивает и гипнотизирует Пугачева, превращает его в царя, вершителя судеб, палача, а затем в преданного, сломленного человека, ставшего жертвой своих же единомышленников. Дикая пляска разбойной пугачевской дружины и навязчивый рефрен их страшной песни "Мой первый друг - булатный нож" - разительный контраст со смешными упражнениями потешного войска, обороняющего крепость (в роли солдат гарнизона - дети с игрушечными ружьями). Столь наглядное столкновение стихий добра и зла позволяет артистам завладеть вниманием непростого зрителя.

А затем наступает очередь дуэта Маши и Гринева. Он принципиально трогателен и романтичен во всем - от зефирных текстов главных арий и первого вальса, который они танцуют, не касаясь друг друга, до последней детали костюма, небесного фона и яркого света. Дети хихикают, в интернете такое ретро уже не встретишь. Но следом, как разрушительное цунами, настигает реальное, неизбежное: гибель гарнизона, казнь родителей Маши за отказ присягнуть "императору", убийственная ложь и предательство Швабрина, тюрьма, допросы. И раз за разом Маша и Петр, не колеблясь, делают выбор в пользу чести, которую надо хранить смолоду (эпиграф у "Капитанской дочки" такой). Казнь Пугачева, самоубийственное, но спасающее жизнь сопернику признание Швабрина, финальная ария влюбленных - теперь уже зал слушал, затаив дыхание. Театр победил, театр взял за живое.

В общем-то больше никаких рецензий и не надо, только одна сценка в гардеробе, в очереди за пальто.

- Ну-с, и кто мне скажет быстренько, что такое честь? Которую беречь смолоду? - озадачила своих подопечных учительница.

- Честность… Справедливость… Порядочность… - варианты быстро закончились.

- Значит, дома гуглим и к завтрашнему дню пишем сочинение, - прозвучало задание на дом.

Да, времена меняются, и некоторые понятия и мысли приходят к взрослеющим детям с запозданием. Но спасибо Пушкину и театру, что приходят. И учителям, конечно.