С начала года банки, запущенные российскими маркетплейсами и ИТ-компаниями, поднялись на десятки пунктов в банковском рейтинге. По размеру активов они выросли на 149-798%, средства граждан на вкладах увеличились существенно из-за высоких ставок и возможностей рекламы. Опрошенные "Российской газетой" эксперты рассказали, что это значит для экономики, бизнеса и банковской системы.
"Oзон Банк" поднялся с начала года на 30 позиций, заняв по итогам октября 46 строчку в рейтинге Банки.ру. Он формируется на основе статистики ЦБ, и учитывает размер активов. Например, "Яндекс Банк" и "Вайлдберриз Банк" выросли на 50 и 126 пунктов. Теперь они находятся на 74-м и 131-м месте. Размер активов увеличился на 181% и 798% соответственно. У "Озон Банка" - на 149%.
Банки Ozon, Wildberries и "Яндекса" стали полноценно конкурировать с крупнейшими игроками. На них, по данным ЦБ, уже приходится 40% операций с электронными деньгами. Тремя годами ранее - всего 2%. Объем средств на вкладах и накопительных счетах вырос с января более чем в 2,5 раза, следует из статистики регулятора. Хотя эти банки появились и стали активными участниками розничного рынка относительно недавно, говорит управляющий директор АКРА Валерий Пивень.
Компании их покупали в 2021-м и активно развивали уже в 2022-2023 годах, когда появлялись дебетовые карты, депозиты, рассрочки и кредитные продукты. За несколько лет число клиентов выросло в несколько раз, говорит Мери Валишвили, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова.
"Во многом это связано как с возможностью рекламировать свои финансовые продукты на своих же маркетплейсах, так и их торговыми стратегиями, например, связанными с предоставлением скидок при оплате со счета в банке собственной экосистемы, а также с возможностью предоставления рассрочки и кредитов на покупки", - отмечает эксперт.
Быстрый рост привлечения средств во вклады - следствие как активной маркетинговой стратегии, так и эффекта низкой базы, указывает Пивень. И причины те же: банкам нужны деньги для осуществления кредитования, которое они активно предлагают клиентам маркетплейсов - и покупателям, и продавцам.
Для крупных маркетплейсов свой банк позволяет, например, сэкономить на эквайринге, говорит Роман Корнев, директор по банковским рейтингам "Эксперт РА". Это позволяет и получать дополнительный доход за счет финансовых услуг для клиентов. Для банков же фокус на обслуживании материнской торговой площадки выгоден на начальном этапе развития, поскольку быстро их делает эффективными.
То, как развиваются эти банки в России, - в какой-то степени уникальный пример в мире. Крупные международные маркетплейсы, как Amazon, Alibaba и другие, также имеют дочерние сервисы финансовых услуг. Но они в основном сосредоточены на расчетных операциях и развитии платёжной инфраструктуры, объясняет Корнев.
"Apple пытался выйти на рынок финансирования клиентов совместно с крупным партнером, но спустя некоторое время эксперимент был признан неудачным", - добавил представитель "Эксперт РА".
Главное преимущество таких банков - синергия с основным бизнесом, согласен Егор Диашов, председатель Комиссии по финансовым рынкам МГО "Опоры России", генеральный директор инвестиционной компании "Диалот".
"Эти компании обладают огромной клиентской базой, уже привычной к использованию их платформ для покупок, заказов услуг и различных цифровых взаимодействий", - отмечает он. И все совершается в рамках экосистемы - без лишних и сложных регистраций.
К тому же они могут предлагать более выгодные условия, чем традиционные банки. Это и сниженные комиссии за переводы, и более высокие процентные ставки по депозитам, а также упрощенная процедура получения кредитов, особенно для представителей малого и среднего бизнеса (МСП), которые часто сталкиваются с бюрократическими барьерами в традиционной банковской системе, поделился Диашов.
Для быстрорастущих компаний деньги нужны "здесь и сейчас", а традиционные банки часто предъявляют высокие требования к заемщикам, особенно к МСП, говорит Ольга Панина, заведующий кафедрой "Государственное и муниципальное управление" Финансового университета при Правительстве РФ. По ее словам, банки маркетплейсов используют платформенные решения для сбора и анализа данных, что в разы сокращает время на оценку кредитоспособности и делает кредит более доступным.
Крупнейшие маркетплейсы стремятся к созданию замкнутых экосистем, предоставляя все необходимые услуги не только покупателям, но и продавцам в одном месте. И финансы - логичное продолжение этого тренда. "Чем больше продавцов, тем больше потребность в быстрых и удобных способах получения платежей, кредитования бизнеса и управления финансами", - считает представитель "Опоры России".
Эксперты уверены, что тренд на усиление конкуренции со стороны этих банков продолжится в дальнейшем. У них имеется огромный потенциал к росту, говорит Валишвили. Банки активно кредитуют продавцов и предлагают лояльные условия сотрудничества.
"Мы можем ожидать дальнейшей интеграции финансовых услуг в различные цифровые экосистемы, появление новых игроков и усиление конкуренции на рынке. Предложение услуг будет расширяться, включая инвестиционные продукты, страхование", - отмечает Диашов.
Каких-то рисков, связанных с ростом оборотов банков внутри экосистем маркетплейсов, нет, указывает эксперт из РЭУ им. Г. В. Плеханова. Все они подпадают под действующее регулирование Банка России и соблюдают требования регулятора наравне с другими игроками.
По объемам привлечения банки маркетплейсов еще достаточно долго будут отставать от лидеров отрасли, уверен эксперт из АКРА. Потенциал роста, с одной стороны, ограничен только расширением маркетплейсов, с которыми они связаны. Но с другой, банкам приходится конкурировать за деньги вкладчиков, что в период высоких ставок может быть неэффективным, считает Пивень. "Поддержание роста по мере увеличения объема операций может требовать все больших затрат и на маркетинг", - говорит он.
Традиционные банки столкнутся с возрастающей конкуренцией в сфере предоставления, инноваций и гибкости финансовых услуг. Это может привести к снижению маржинальности банковских услуг и их трансформации. Диашов не исключает, что ЦБ может со временем предпринять меры для предотвращения монополизации и обеспечения справедливой конкуренции.