В Русском музее начали реставрацию картины Дейнеки, прибывшей из Донбасса

Зал № 86 Русского музея, похоже, окончательно закрепил за собой функцию открытой реставрационной мастерской. Место брюлловского "Последнего дня Помпеи", который совсем недавно вышел из рук специалистов буквально "как новенький", заняли "Покорители космоса" Александра Дейнеки.
Святослав Акимов/РГ

Это грандиозное полотно размером почти 3,5 на 4,5 метра было написано в 1961 году. Конечно же, выдающийся певец соцреализма вдохновлялся первым полетом человека в космос. Изначально "Покорители космоса" создавались как эскиз к большой мозаике, которая должна была украсить Дворец Съездов в Москве. Этим, кстати, объясняются некоторые особенности ее красочного слоя - смесь масляных красок и темперы, которые теперь добавят головной боли реставраторам Русского музея: изображение расслаивается.

- Разобраться, что же происходит с этими слоями, - задача технологов и реставраторов, - отмечает заместитель генерального директора по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Русского музея Сергей Сирро, - потому что Дейнека явно переписывал композицию и менял положение героев в пространстве.

Многофигурная композиция картины немного схематична - это тоже продиктовано ее предполагавшимся прикладным характером, переносом в смальту. Юноши и девушки с прекрасными одухотворенными лицами смотрят в телескоп, наблюдают за стартом ракеты, сами отлаживают космический аппарат. Интересно отметить, что среди деталей картины - кресла модной для того времени формы и букет цветов, а одежда героев - яркая, праздничная и очень футуристичная.

В Русский музей "Покорители космоса" прибыли из Саратовской области, где они были представлены на "Выставке одной картины" в честь 90-летия со дня рождения первого космонавта планеты на месте его приземления в апреле 1961 года - в "Парке покорителей космоса имени Юрия Гагарина". Однако постоянное место прописки монументального полотна - Луганский областной художественный музей, куда картину передали в 1962 году.

Из Луганска она не раз отправлялась в путешествия - экспонировалась в Бразилии, Италии, Китае, в 1975 году - на Международной выставке "30 победных лет" в Москве. Вернувшись из столицы, "Покорители" заняли центральное место в вестибюле Луганского художественного музея, однако в 2008 году в связи с началом капитального ремонта здания музея их сняли с подрамника, намотали на вал и убрали в запасники. Думали, что временно, - оказалось, на долгие 15 лет.

Специалисты Русского музея начали обследование картины в феврале нынешнего года, еще в Саратове. По словам Сергея Сирро, "состояние произведения вследствие несовершенных условий хранения вызывало серьезные опасения". Однако полотно удалось подготовить к экспонированию всего за три дня: устранить заломы, укрепить кромки, изготовить подрамник. Тогда же на уровне минкульта было принято решение о комплексной научной реставрации монументального полотна.

В июне 2024 года картину переместили в Государственный Русский музей. Реставраторам предстоит удаление поверхностных загрязнений с лицевой и тыльной стороны, укрепление основы, грунта и красочного слоя, заделка прорывов и трещин, тонировка утрат. Все это будет проходить на глазах у посетителей - специалистам предстоит работать прямо посреди постоянной экспозиции, за прозрачным экраном.

Весь комплекс работ предполагается завершить к концу июня 2025 года, "чтобы в будущем посетители могли увидеть картину именно такой, какой ее видел сам художник и первые зрители 63 года назад". Как сообщили в Русском музее, в корпусе Бенуа готовится выставка к 125-летию со дня рождения Александра Дейнеки, где будут представлены все главные произведения выдающегося советского художника-монументалиста, обладателя многочисленных наград, в том числе Ленинской премии и Большой Золотой медали Всемирной выставки в Париже. Обновленные "Покорители" займут на юбилейной выставке достойное место.