Фото: обозреватель "РГ" побывал на съемках фильма "99-й" о нападении на Дагестан

Небольшое дагестанское село Новолакское, расположенное вблизи границы с Чечнёй, в начале осени 1999 года стало центром масштабных кровопролитных событий. Этот населённый пункт международные террористы во главе с Шамилем Басаевым и Хаттабом выбрали очередной - и, как впоследствии выяснилось, последней - целью в республике после нескольких неудачных попыток вторжения в других её точках.

5 сентября крупная группировка - называются цифры от 800 до 3000 человек - спустилась с гор к селу, где несли службу шесть десятков сотрудников сельской милиции, которым в подкрепление ранее были направлены 25 омоновцев из Липецка.

Около суток милиционеры вместе с ополченцами из местных жителей - всего 200-300 человек - героически отбивались от боевиков, сдерживая наступление, после чего с потерями отступили к соседнему селу Новокули. Там уже располагались федеральные войска, которые через несколько дней восстановили контроль над районом.

В октябре бои уже были перенесены на территорию захваченной террористами Чечни, в конце концов завершившиеся победой над сепаратистами.

Именно в этих сёлах - Новолакском и Новокули - удалось побывать корреспонденту "РГ" на съёмках военной драмы "99-й", которая расскажет об этом трагическом эпизоде 25 лет спустя.

Особую ценность проекту, над которым вместе работают Chegery Company и кинокомпания "Серебро" при поддержке и федеральных властей, и республиканского правительства, придаёт тот факт, что значительная часть съёмок проходила в местах реальных событий - знаменитом Доме культуры, нынешнем здании новолакской полиции, где тогда располагался РОВД, и других значимых локациях. Кроме того, в массовке отметились бывшие ополченцы, лично участвовавшие в отражении атаки.

"Забирай свою корову и иди домой, мы к вам идём в гости", - вспоминает 44-летний Магомед слова, сказанные наступавшими террористами его дяде Гусейну, одному из первых встретившего их возле леса во время выпаса скота.

И очевидцы, и исследователи свидетельствуют: сепаратисты поначалу не трогали местных, вероятно, рассчитывая на поддержку, и пытались завербовать новолакских милиционеров, уговаривая их выдать липчан. Но просчитались.

Единодушие населения отмечают и участники съёмочной группы, находящиеся в тесном контакте с теми, кто жил тогда в Новолакском. "Они защищали свою землю. Не было сомнений вообще. Хотя практически каждый из них понимал, что, скорее всего, он погибнет", - рассказывает актёр Вадим Цаллати, играющий главу новолакского РОВД.

По его словам, работа в "99-м" для каждого из членов команды - от актёров до художников и костюмеров - имеет особое значение, все осознают: это больше, чем просто рядовой проект: необходимо, чтобы зритель узнал об этих событиях, со временем как будто отошедших в тень.

"Для меня очень важно, что Россия - она многонациональная, очень добрая, щедрая, но, когда надо, она всегда включается, консолидируется. У нас всё это есть в сценарии", - говорит Цаллати.

В отношении липецких омоновцев, оказавшихся на переднем крае обороны, экстремисты готовили жестокую расправу. Одной из первых жертв нападения стал старший лейтенант медицинской службы Эдуард Белан (Герой России посмертно), захваченный в плен и зверски убитый за отказ сотрудничать. Это событие, как и многие другие, с некоторыми изменениями нашло отражение в ленте.

Вообще художественный домысел, по словам актёров и режиссёра-сосценариста Леонида Пляскина, старались свести к минимуму, хотя интересы драматургии, конечно, диктовали свои правила. Несмотря на то, что у большинства персонажей есть конкретный прототип, прямых указаний создатели избегали, и каждый в той или иной степени одновременно выполнял функцию собирательного образа.

Впрочем, за традиционными условностями авторы сценария, похоже, не гнались. Даже обычно обязательная любовная линия здесь, по признанию Пляскина, присутствует лишь "намёками". Но - присутствует, речь всё же идёт о совсем молодых людях, угодивших в самое пекло в расцвете лет.

Однако стержень сюжета составляет конфликт, основанный на первоначальных разногласиях между дагестанской милицией и прикомандированными к ним липчанами. Через боевое братство, понимание общих задач и ценностей перед лицом бесчеловечного врага непростые отношения перерастают в настоящую мужскую дружбу.

Движение от частного к общему - важному и понятному всей стране - причастные к созданию ленты описывают по-разному, хотя ясно, что все - каждый на свой лад - говорят примерно об одном.

"О чём кино? Хочется сказать банально - о любви. Ну да, о любви. В широком смысле. Я в это понятие вкладываю и дружбу, и любовь к близким, к Родине, потому что здесь не за себя же только ребята воевали. Про любовь, про любовь к справедливости, про любовь к светлому, про желание жить спокойно, чтобы жилось спокойно - и себе, и детям, и правнукам", - рассуждает Сергей Марин, исполнитель одной из главных ролей, майора липецкой милиции.

О главном чувстве говорит и Ирина Пегова, недавно получившая звание народной артистки России. Её героиня - русская женщина-телефонистка, чей подвиг смог обеспечить связь оборонявшихся с центром (и эта история - невыдуманная). "Ею движет любовь к семье, своим ближним, к своим соседям, к земле своей, своей Родине", - поясняет народная артистка.

"Это страшное время для моей страны. Большое счастье, что это время позади. Большое счастье, что регион Кавказа сохранён для нашей страны. Большая многонациональная страна - это прекрасно. У меня такое мнение", - заявляет ещё одна звезда "99-го" Павел Чинарёв, играющий другого омоновца. Как в случае Марина и других участников съёмок, эта история в нём глубоко отзывается.

"Тут не нужно себя искусственно как-то подстёгивать и в себе эти воспоминания будоражить. Они всегда со мной. И я не собираюсь с ними расставаться. Это бесценный опыт, горький опыт моей жизни и жизни моей страны. Который никогда не должен повториться", - говорит о событиях конца прошлого века актёр, только-только прилетевший в Дагестан из Дубая, где снимался в новой полнометражке по сериалу "Мажор", и сразу поспешивший на съёмочную площадку.

"Мы говорим о братстве, мы говорим о дружбе, о единстве. Это - самая актуальная из всех тем, которые могут быть", - считает режиссёр и сценарист Пляскин.

С этими словами вряд ли кто-то будет спорить в любое время, а тем более - в наше. Так что в том, чтобы фильм "99-й" удался, действительно заинтересованы все мы.