А еще совсем недавно, в октябре, весь мир в прямом эфире мог видеть ликование сотрудников SpaceX, когда им впервые в истории удалось вернуть на стартовую площадку первую ступень Super Heavy. Как отмечают эксперты, обычно разгонные ступени после отстыковки становятся неуправляемыми и падают на землю или в океан. Тогда же первую ступень впервые удалось "поймать" при посадке: захват был сделан с помощью системы Mechazilla - гигантской башни с механизированной рукой.
Ракетный комплекс SpaceX считается самым большим аппаратом, запущенным в космос. Общий вес системы - 5 тысяч тонн, высота первой и второй ступени вместе - 120 метров. При этом ускоритель Super Heavy оснащен 33 метановыми двигателями, шесть двигателей Raptor питают космический корабль Starship.
Ракета-носитель способна выводить на низкую околоземную орбиту до 150 тонн грузов. Вместе с тем ускоритель планируют использовать для полетов в окрестности Луны, куда она сможет доставить до 100 тонн.
Кстати, на 2025 год запланирован полет сразу двух Starship, которые должны провести стыковку на орбите и совершить демонстрационную перекачку топлива. Такая дозаправка требуется для межпланетных полетов. Вообще полеты в космос - удовольствие супердорогое. И в этом смысле многоразовость космических систем играет очень важную роль в снижении себестоимости космических услуг. Многие специалисты и у нас, и за рубежом считают: повторное использование элемента ракеты позволит серьезно сократить стоимость коммерческих запусков. Ведь первая ступень - самая дорогая в производстве: цена ее маршевых двигателей составляет десятки миллионов долларов.
Хотя Starship делается прежде всего с прицелом полетов на Луну и Марс, именно с его успехами связывают еще один амбициозный проект Маска - заменить самолеты на ракеты. О нем сегодня не говорит разве что ленивый, хотя впервые эта концепция была представлена еще в 2017 году.
Тогда Илон Маск заявил о проекте сверхтяжелой ракеты, у которой будет несколько "побочных" вариантов применения, включая полеты между континентами Земли. В СМИ приводились любопытные детали: в головной части ракеты будет оборудован полностью герметичный модуль объемом 825 кубических метров. Там устроят сорок кают, где могут разместиться по пять человек в каждой...
Космический аппарат после запуска должен проследовать на орбиту и добраться до места назначения, следуя параллельно Земле. Развивая максимальную скорость 27000 км/ч, мощная ракета может облететь планету за считаные минуты. Так, из Лондона в Нью-Йорк можно будет попасть за 30 минут, из Нью-Йорка в Шанхай - за 39 минут, а из Цюриха в Сидней - за 50 минут. Для сравнения: расстояние в 11897 км из Нью-Йорка в Шанхай коммерческий самолет сегодня покрывает за долгие 15 часов.
Семь лет назад Илон Маск отмечал, что орбитальные полеты помогут сэкономить время не только бизнесменам, но и туристам. А обойдется такой рейс примерно в 10 тысяч долларов (почти 1 млн рублей).
Проект, как отмечают эксперты, на протяжении долгого времени оставался лишь концептом. И вот после победы Трампа, когда один из пользователей соцсети написал, что теперь SpaceX может в течение нескольких лет получить одобрение Федерального управления гражданской авиации США на эту программу, Маск подтвердил: "Теперь это возможно".
Правда, за бортом остается масса вопросов. А с учетом того, что у "звездолета" не все идет гладко, их еще больше. Из самых очевидных: скажем, пассажирам Starship придется испытать серьезные перегрузки из-за давления. Астронавтов к этому специально готовят. Как будет здесь, непонятно. Из-за низкой гравитации на орбите пассажиры должны быть все время пристегнуты в креслах. Так что если вдруг "понадобится", придется терпеть. Впрочем, сам Маск с самого начала утверждал, что пассажирам ракеты не понадобятся ни туалеты, ни камбуз. Настолько все будет стремительно.
Среди других минусов - очень дорогие билеты. Как пишут, их предполагаемая стоимость не раскрывается. Но в настоящее время один запуск аналитики оценивают как минимум в 50 млн долларов. Однако самый главный вопрос - безопасность "орбито- или ракетопассажиров".
Владимир Бугров, разработчик проектов экспедиции на Марс и Луну, ведущий конструктор по пилотируемым ракетно-космическим комплексам для высадки на Луну и "Энергия-Буран":
- Переместить пассажиров на межконтинентальные расстояния и обеспечить их жизнедеятельность в течение 30 минут или часа средствами SpaceX технически возможно. Но для осуществления таких пассажирских перелетов в Лондоне, Нью-Йорке, Шанхае, Цюрихе, Сиднее и других крупных мегаполисах потребуется создание комплекса средств для обеспечения подготовки, заправки, старта и посадки не только аппаратов Starship, но и разгонных ступеней Super Heavy. То есть по сути создание космодромов в "зоне доступности" для пассажиров. Это вряд ли будет приемлемо по соображениям безопасности и, скорее всего, повлечет удаление космодромов от густонаселенных районов. Что добавит к получасовому времени перелета, возможно, несколько часов.
Создание и эксплуатацию таких стартовых и посадочных комплексов должны осуществлять большие коллективы высококвалифицированных специалистов, многие из которых "штучный товар". И для "тиражирования" таких коллективов SpaceX придется решить проблему подготовки кадров. Чтобы существующий сегодня ракетно-космический комплекс Starship-Super Heavy вместе со всей наземной структурой стал надежным и пригодным для регулярных пассажирских перелетов.
Вопрос экономической целесообразности такого проекта, видимо, центральный и не должен повторить судьбу нерентабельного корабля Спейс шаттл. Кроме того, не каждый желающий может быть допущен к такому полету по медицинским показаниям.
Хотелось бы, чтобы Илон Маск, являясь не только успешным предпринимателем, но и, в первую очередь, талантливым конструктором, не забывал о своем первоначально объявленном назначении Starship - осуществлении пилотируемых экспедиций на Марс. В достижении этой цели я, как непосредственный участник несостоявшегося советского межпланетного проекта, желаю Маску непременных успехов.