КС РФ защитил права сокращенных работников, имеющих совместительство

Конституционный суд РФ признал необходимость внесения поправок в Трудовой кодекс РФ, связанных с гарантиями увольняемым работникам. Если гражданин на момент увольнения по сокращению штата или в связи с ликвидацией предприятия трудился по совместительству, то такая работа не становится основной автоматически, постановил КС РФ.
Виталий Белоусов/ ИТАР-ТАСС

С жалобой на то, что при увольнении ему не доплатили около 150 тысяч рублей, в высшую юридическую инстанцию страны обратился Вячеслав Сергеев из Карелии. Он живет в Муезерском районе республики, приравненном к районам Крайнего Севера, и до недавнего времени работал сиделкой в доме престарелых поселка Лендеры - отделении временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов Комплексного центра социального обслуживания населения Республики Карелия. Параллельно Сергеев подрабатывал электромонтером станционного радиооборудования на местном телевизионном ретрансляторе - 0,3 ставки. Когда отделение в Лендерах сократили, то Сергееву выплатили единовременное пособие при увольнении, а вот в выплатах за второй - шестой месяц, предусмотренных статьей 318 ТК РФ, ему было отказано. Как следует из материалов дела, в связи с тем, что работа у него имеется.

- Может ли трудоустройство по внешнему совместительству, которое было у работника на момент увольнения (и далее) по пункту 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ с основной работы, быть причиной для отмены гарантий и компенсаций, связанных с расторжением трудового договора, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 178 ТК РФ, а также государственных гарантий, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 318 ТК РФ? - такой вопрос поставил Сергеев перед судьями КС.

Оказался нарушен конституционный принцип равенства перед законом и судом: одни совместители полностью получают выплаты при увольнении с основной работы, а другие - лишь частично

Изучение ситуации показало, что судебная практика в подобных случаях неоднородна. Часто суды полагают, что сам факт наличия регулярной оплачиваемой работы в принципе исключает необходимость оказания гражданину материальной поддержки в связи с утратой работы и заработка. Однако в других случаях решение основывается на позиции, которую изложил в жалобе сам Сергеев: действующее законодательство не содержит норм, позволяющих отменять право на выплату среднего месячного заработка за период трудоустройства для лиц, которые на момент увольнения работали также по совместительству. Таким образом, оказывается нарушен конституционный принцип равенства перед законом и судом, закрепленный в статье 19 Конституции РФ: одни совместители полностью получают положенные выплаты при увольнении с основной работы, а другие - лишь частично.

В связи с этим положения части второй и третьей статьи 318 ТК РФ признаны не соответствующими Конституции РФ, и федеральному законодателю следует внести в нее, а также в связанную с ней статью 178 ТК РФ необходимые изменения. КС также указал, что федеральный законодатель вправе уточнить условия выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства работникам, которые после увольнения продолжают работать по совместительству, "включая сопоставимость размера трудового дохода, сохраняющегося у работника после его увольнения с основной работы, с утраченным вследствие увольнения заработком, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства". До этого уволенным гражданам, продолжающим работать по совместительству "предоставляется гарантия, предусмотренная частями второй и третьей статьи 318 ТК РФ при соблюдении иных условий ее предоставления".

Дело Вячеслава Сергеева подлежит пересмотру.