Авиаэксперт Романов о ЧП с Superjet: Неправильно списывать все на сдвиг ветра

Сразу два происшествия одно за другим произошли с самолетом Sukhoi Superjet 100. Поздним вечером 24 ноября борт загорелся после посадки в турецком аэропорту Антальи. А утром следующего дня аварийную посадку совершил "Суперджет" в Красноярске. Оба раза все закончилось благополучно, без жертв и пострадавших. Эксперты считают, что причиной инцидента могут быть и погодные условия, и действия экипажа, но и к самому самолету претензии остаются.

Новость о том, что борт авиакомпании "Азимут", выполнявший рейс Минеральные Воды - Уфа - Красноярск, совершил аварийную посадку из-за неисправности гидравлики передней стойки шасси, пришла практически следом после инцидента с самолетом той же авиакомпании в Анталье и в очередной раз усугубила недоверие к "Суперджету". Многие сразу вспомнили трагедию 2019 года в Шереметьево, когда во время грубой посадки самолет загорелся и погиб 41 человек - более половины из всех людей, находившихся на борту.

В авиакомпании "Азимут" происшествие в Анталье на рейсе А45051 тоже объяснили грубой посадкой, произошедшей "в результате сдвига ветра". Позже это подтвердил и замминистра транспорта Владимир Потешкин.

"Рейс произвел грубую посадку. Будем разбираться. Росавиация оценивает это как серьезный инцидент, будет проводиться расследование, ведется работа с турецкой стороной. Обошлось без жертв, эвакуация прошла достаточно быстро, никто не пострадал", - отметил он.

По его данным, на борту находились шесть членов экипажа и 89 пассажиров, в том числе семеро детей и два грудных младенца.

По факту возгорания воздушного судна Следственный комитет завел уголовное дело по ч. 1 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).

"В ходе проведенных первоначальных следственных действий установлено, что 24 ноября 2024 года в международном аэропорту Анталья Турецкой Республики во время осуществления посадки произошло возгорание фюзеляжа воздушного судна, прибывшего рейсом из города Сочи. В результате данного происшествия никто не пострадал. Причиненный ущерб предварительно составил не менее 1 миллиона рублей", - говорится в сообщении Западного межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ.

В авиакомпании "Азимут" пообещали пассажирам возместить потери. Предварительная выплата составит 100 тыс. рублей, порядок ее получения доведут до каждого индивидуально. Тем, кто лишился загранпаспортов, обещали помочь в генконсульстве России в Анталье. Там сообщили, что с турецкой стороной уже урегулирован вопрос пропуска на территорию страны десятерых россиян, им также будет оказано содействие в "дальнейшем документировании".

Как ответили "РГ" в авиакомпании "Азимут", причины инцидента установит комиссия по расследованию авиационного происшествия.

Авиаэксперт, экс-конструктор "Сухого" Вадим Лукашевич считает, что расследование может занять от нескольких недель до трех месяцев. Он пояснил, что в расследовании любого авиапроисшествия всегда есть три основные версии: технические причины, погодные условия и человеческий фактор. Эксперт согласен, что причиной происшествия в Анталье мог быть сдвиг ветра.

"Это очень неприятная вещь - внезапный и сильный порыв ветра, либо боковой, либо вертикальный, на очень небольшой высоте. То есть самолет заходит на посадку со скоростью, допустим, 2 метра в секунду, и идет вертикальный порыв 6-7 метров в секунду, и в какой-то момент самолет просто проваливается и бьется о полосу со скоростью 10 метров в секунду. А следующий самолет, который садится спустя 2-3 минуты, в этот сдвиг ветра может и не попасть", - рассказал авиаэксперт.

К работе пилотов при сдвиге ветра вопросы остаются, но бортпроводники, по мнению Лукашевича, сработали безупречно. Были открыты все двери, сработали все надувные трапы, норматив покидания салона был выполнен. Претензии к самолету у экс-конструктора тоже есть.

Сложная ситуация возникла три года назад из-за санкций, отсутствия запчастей и нормального обслуживания. "У "Суперджетов", которые сейчас летают, на 70-80% импортные комплектующие: не только двигатель, но и шасси, тормозные колодки", - отметил Лукашевич. Бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов считает "Суперджет" "сыроватым".

"Количество инцидентов с "Суперджетом" немножко выше стандартного для авиации. Если раз за разом происходят такие инциденты, значит, надо всесторонне все анализировать. Сам "Суперджет это, мягко говоря, нелюбимое дитя, которые создали явно не для летчиков, в нем очень много недоработок. Тем более сейчас пытаются импортные запчасти поменять", - отметил он.

На борту рейса из Сочи в Анталью находились 89 пассажиров, благодаря слаженной работе экипажа никто не пострадал

Романов рассказал, что летал только на Airbus и Boeing, но летчики, по его словам, "Суперджет" не любят.

По поводу авиапроисшествия в Анталье Романов считает, что неправильно списывать все на сдвиг ветра. У опытных пилотов, если происходит сдвиг ветра, то исправление ситуации должно быть отработано до автоматизма. Поэтому следственным органам еще предстоит проверить, как обучали пилотов, было ли соблюдено положение о рабочем времени и отдыхе, в каком состоянии они управляли самолетом.

"Надо было все-таки заходить на второй круг и уходить на запасной аэродром", - полагает эксперт. В Ассоциации туроператоров России не ожидают спада продаж туров в Турцию из-за инцидента с самолетом.

Глазами очевидца

"Спаслись и мы, и чемоданы"

Уроженка Ростовской области Евгения Лавриненко возвращалась с восьмилетней дочерью Тосей из родного Аксая в Турцию, где живет последние несколько лет. Добираться пришлось через Сочи.

Полет шел нормально, а вот посадка была слишком резкой, рассказывала "РГ" Евгения. Это ощутили все пассажиры. Дети закричали. Многие ударились о соседние кресла. При этом свет не загорелся.

"Пилот вызвал бортпроводников. В салоне началась суматоха. Люди вскочили, начали зачем-то первым делом доставать свои чемоданы, ставить их в проходе. И тут - резкая вспышка. Из всех окон стало видно, что начался пожар, самолет горит. Дым повалил в салон. Это было страшно. Началась давка. Все пытались тащить чемоданы. Детей вперед не пропускали. Всего в самолете их было девять. Мы сидели практически в самом конце, в хвосте самолета. Сзади шел дым. Дышать было нечем. Когда кто-то крикнул, что сзади появились спасательные трапы, мы побежали туда. Начали еще сильнее задыхаться. Но потом нас развернули вперед", - рассказала Лавриненко.

Они с дочерью выходили одни из самых последних. Спустились по трапу-горке. Самолет уже потушили.

"Он горел, когда мы были внутри! Какой ужас мы пережили, не передать словами. Благо все остались живы", - повторяет Евгения, отмечая слаженную работу экипажа, а также то, что пожарные прибыли к самолету молниеносно. Это позволило быстро эвакуировать всех пассажиров и избежать жертв.

После того как Лавриненко выбрались на улицу, вслед за другими пассажирами побежали в поле. Старались как можно дальше отойти от места ЧП.

При приземлении Тося сильно ударилась головой. Теперь девочку нужно показать врачу - неизвестно, какие последствия может иметь травма. Да и за состоянием пассажиров, надышавшихся дымом, нужно наблюдать. Но люди счастливы, что уцелели.

Евгения признается, что не теряла самообладания. Хотя и не скрывает: паника была. Но для нее было главным спасти дочь. Она успела схватить сумочку с документами, которая была с ней в салоне.

"Нас разместили в аэропорту, накормили. А через четыре часа на ленте появились наши чемоданы. А мы уже с ними мысленно попрощались - думали, сгорели", - улыбается Женя.

Аксайчанке 32 года. Три года назад она решила поменять профессию и в целом жизнь. Сейчас живет в Турции, занимается продвижением сайтов через видеоконтент (это можно делать удаленно), а к маме в Россию летает раз в год. Вот и в этот раз на Дону Лавриненко провели неделю. "Перелетов никогда не боялась и часто летала. Перед этим рейсом никаких предчувствий не было", - говорит россиянка.

Подготовила Елена Мелихова