После того как его примут, новая специальность будет внесена в перечень направлений подготовки в системе СПО. Учиться по новому направлению предлагается 2 года и 10 месяцев - на базе среднего общего образования. То есть поступить на программу можно будет только после 11-го класса.
По сути, прецедент: до сих пор в колледжах велась подготовка только педагогов для начальной школы и допобразования, воспитателей для детских садов, мастеров производственного обучения для колледжей и преподавателей таких "вспомогательных" предметов, как музыка, ИЗО, физкультура.
Однако в прошлом году министр просвещения Сергей Кравцов сообщил "РГ" на полях Петербургского международного экономического форума, что в планах министерства - начать подготовку учителей для основной школы в колледжах, и анонсировал разработку того самого стандарта.
По словам министра, выпускники колледжей сегодня пользуются большой популярностью у работодателей. А выпускники педагогических направлений особенно востребованы.
Чуть больше года потребовалось чиновникам, экспертам, методистам, чтобы подготовить стандарт, согласовать его с педагогами, обсудить. Специалисты уверяют: документ отражает современные требования к подготовке учителей основной школы и создает новые возможности для развития педагогического образования в России.
Однако еще на стадии идеи возможность появления в школах учителей-предметников для основной школы с дипломом колледжа раскритиковали. Мол, этого уровня будет недостаточно: не случайно же предметников готовят в вузах. Если перевести их на уровень колледжей, придется перекраивать все программы или урезать их объем. Кто тогда придет учить наших детей?
Возможно, поэтому первой ласточкой стали профили по труду и ОБЗР. Предметы новые и важные, но за три неполных года подготовить учителей для них вполне реально.
Чего, например, не скажешь, о педагогах физики или литературы.
- Система среднего профобразования всегда готовила учителей. Например, в 1973 году в СССР было более 400 педагогических училищ, - рассказала "РГ" проректор Института развития профобразования Светлана Наумова. - В них, как и сейчас, готовили учителей начальных классов, воспитателей дошкольных учреждений, учителей физического воспитания, музыки, изобразительного искусства и черчения. А также уже тогда велась подготовка учителей трудового обучения для 4-8-х классов. Сегодня школам необходимы в достаточном количестве учителя, в том числе по новым предметам. Особенно актуален вопрос для небольших городов и сел, куда неохотно возвращаются выпускники крупных педвузов.
Новый образовательный стандарт, как отметила Наумова, разработан с учетом единых подходов - так называемого "ядра среднего педагогического профобразования", что наравне с достаточным сроком обучения позволит будущим учителям полностью освоить все необходимые педагогические компетенции.
- Наши выпускники, став учителями, не прекращают учиться сами, постоянно повышают свою квалификацию, - подчеркивает Светлана Наумова. - Уже сложилась практика, что учителя начальных классов со средним педагогическим образованием часто идут учиться дальше в вуз, но уже заочно, совмещая работу учителя и учебу. Уверена, такой тренд сохранится и для педагогов основной школы - выпускников колледжей.
Конечно, здорово, что учителя не бросают учебу, развиваются, повышают свой уровень. Но в любой учебе, даже заочной, есть сессии, на которые учителя-студенты берут отгулы. Родители часто рассказывают, что на время таких сессий детям в начальной школе, как правило, дают других преподавателей на замену. А это для младших школьников - лишний стресс. А если такое начнется в основной школе? Замены запросто могут превратиться в отмены. Здесь есть о чем подумать.
Олег Зверев, доцент Московского городского педагогического университета, руководитель программы "Безопасная школа":
- Сегодня в вузах практически не ведется подготовка преподавателей труда, технологии и Основ безопасности и защиты Родины. Поэтому образовательный стандарт на подготовку их в колледжах очень вовремя - учителей, владеющих знаниями по этим предметам на современном уровне, мало. Да и не уверен я, что на уровне бакалавриата в вузах нужны такие программы. На уровне магистратуры, куда приходят уже люди с профессией, военные или из МЧС, например, - да. В МПГУ есть программы переподготовки для учителей ОБЗР, они полугодовые, но это для людей с высшим образованием. Для выпускников школ почти три года - это как раз. Здесь по программе есть как раз и профессиональные есть компетенции, именно педагогические и профильные. Но вообще, на мой взгляд, история с преподаванием ОБЗР гораздо лучше зайдет, если человек будет уже с опытом, а не сразу после школы. Мне кажется очень важным, чтобы в профессиональную подготовку учителей ОБЗР и труда были включены отдельные дисциплины, связанные с оказанием первой помощи, с пожарной безопасностью, техногенными и природными угрозами. И еще важнее, чтобы дисциплины эти будущим педагогам тоже преподавал профессионал - человек, который знает свое дело. Известны случаи, когда пропожарную безопасность рассказывает далекий от этого человек, которому просто дали учебные часы. Колледжам нужно подумать и об этом: кто будет обучать профессиональному модулю и на чем?
Марина Зуева, директор Ярославского градостроительного колледжа:
- Предмет "Труд (Технология)" - едва ли не один из ключевых в школьной программе. Здесь дети приобретают базовые навыки работы с современным оборудованием, знакомятся с миром профессий, учатся ориентироваться в сферах трудовой деятельности и узнают основы черчения, промышленного дизайна, 3D-моделирования, робототехники, обработки пищевых продуктов, технологий цифрового производства в области обработки материалов. Целый спектр новых направлений, которые требуют новых компетенций от учителя. Уверена, колледжи с этой задачей вполне справятся. Есть и современное оборудование, и мастера. Кстати, на базе нашего колледжа действует детский технопарк, многие направления в котором совпадают с содержанием обновленных уроков труда. И у нас есть программы повышения квалификации для учителей технологий Ярославской области. А наши мастера приходят в школы и ведут уроки. Такая сетевая форма работы возможна и с педагогическими колледжами, где, например, нет необходимого оборудования для подготовки учителей труда.
Анфиса Залялова, директор Казанского педагогического колледжа:
- У колледжей есть сегодня и необходимые ресурсы, и гибкость в части внедрения новых программ. Также программы СПО предполагают меньший срок обучения, что удобно для ветеранов СВО, желающих получить новую специальность, например учителя ОБЗР. Готовить учителей труда и ОБЗР будут под конкретное рабочее место. Будет ли это целевой набор или просто соглашения о сотрудничестве - вопрос технологии.