Прекращение огня на Ближнем Востоке повлияет на планы ОПЕК+

Только сообщения о возможном прекращении огня между Израилем и Ливаном снизили котировки нефти Brent с 75 до 73 долл. за баррель. Если конфликт действительно будет заморожен, то у нефтяных цен, и без того находящихся не на максимумах, пропадет один из основных стимулов к росту. А уже 1 декабря на министерской встрече ОПЕК+ странам нефтяного альянса, в том числе и России, придется решить, как они будут действовать на рынке в следующем году.

У ОПЕК+ есть три пути: сохранить статус-кво, начать постепенный выход из сокращений, снизить еще больше производство нефти. Ранее альянс планировал начать постепенный выход из добровольно взятых на себя ограничений по добыче нефти с начала 2025 года. Речь идет о 2,2 млн баррелей в сутки (б/с), которые сокращались восемью странами: Россией, Саудовской Аравией, Ираком, ОАЭ, Кувейтом, Казахстаном, Алжиром и Оманом. Причем наибольший груз добровольных сокращений лежит на нашей стране и Саудовской Аравии, почти по 1 млн б/с.

Но пока уровень нефтяных котировок для большинства стран ОПЕК+ неудовлетворительный. Не критично, но значительно ниже их ожиданий и не оправдывающий приложенных усилий по сокращению добычи нефти. Суммарно альянсом производство снижено на 5,86 млн баррелей в сутки (б/с), почти 6% мирового потребления нефти и свыше 14% от экспорта нефти всеми странами. Несмотря на эти меры, цены на нефть с начала года упали на 10%, а с весеннего ценового пика - почти на 20%. При этом страны, не входящие в ОПЕК+, воспользовались действиями альянса и нарастили свою добычу и экспорт нефти, отобрав часть рынка у участников ОПЕК+ и обесценив все их усилия по сокращению предложения ради роста котировок. Доля стран ОПЕК+ в глобальном предложении нефти в мире снизилась с 29,2% в 2022 году до 26,3% в 2024 году.

Эксперты считают, что ОПЕК+ продлит действующие условия сделки на начало 2025 года

Как отмечает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, если прекращение огня удастся согласовать, то риски перебоев поставок нефти на рынок резко упадут. На этом фоне стоимость Brent способна опуститься в район 70 долл. за баррель и даже в область 65 долл. за баррель. Это может вынудить ОПЕК+ вновь изменить свои планы по наращиванию добычи и в очередной раз перенести их до лучших времен.

С точки зрения главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, наиболее вероятно продление действующих параметров сделки ОПЕК+ на месяц или даже первый квартал 2025 года. Нефтяные цены на рынке формируют спекулянты, и прекращение огня на Ближнем Востоке ими уже отыграно, сразу после первых новостей об этом. Но чтобы не давать рынку еще один медвежий сигнал (на понижение), альянс, скорее всего, решит отложить выход из добровольных сокращений, считает эксперт.

Схожего мнения придерживается портфельный управляющий УК "Альфа-Капитал" Дмитрий Скрябин. Речи о дополнительных сокращениях не будет, поскольку это может усилить риски выхода отдельных стран из сделки, поясняет он.

По словам эксперта по энергетике Кирилла Родионова, альянс продлит сокращения, возьмет паузу, ничего не меняя на рынке, чтобы посмотреть на первые действия нового президента США Дональда Трампа. По информации СМИ, он решил поставить на должность министра финансов Скотта Бессента, который планирует увеличить и без того рекордную добычу нефти в США на 3 млн б/с.

Симонов отдельно подчеркивает, что для России вариант с увеличением объемов сокращений неприемлем, поскольку сейчас мы добываем чуть меньше 9 млн б/с. Меньше было только в период начала второй сделки ОПЕК+ после начала пандемии COVID-19. Но тогда спрос на нефть действительно упал, а сейчас растет. Дополнительные обязательства мы стали брать на себя в 2023 году, они воспринимались компаниями как временная мера. Но "добровольное" сокращение затянулось. А в совокупности с ростом налоговой нагрузки на нашу нефтедобычу в следующем году это будет негативно влиять на отрасль, уточняет он.

По мнению Чернова, дополнительное сокращение объемов добычи нефти страны ОПЕК+ могут допустить только при резком падении мировых цен, например Brent по 60-65 долл. за баррель, и их удержании на низких значениях длительный период времени. При этом не все участники сделки ОПЕК+ могут согласиться на дополнительное сокращение объемов добычи. Поэтому снижать объемы производства и экспорта черного золота возможно придется только некоторым отдельным странам. Наиболее заинтересованным в поддержании высоких котировок барреля из-за высокой доли нефтяных доходов в их бюджетах, к примеру, России или Саудовской Аравии. Но пока каких-то явных предпосылок к дополнительному сокращению добычи нефти странами ОПЕК+ нет, они планируют их, наоборот, наращивать, просто выбирают более подходящий момент с точки зрения конъюнктуры на глобальном рынке, считает эксперт.

По словам Симонова, российский бюджет за счет очередных налоговых корректировок в нефтянке будет больше получать из отрасли. Сейчас, с учетом дисконта на нашу нефть марки Urals - 12-13 долларов от цены Brent, стоимость российского барреля для расчета налогов составляет около 60 долл. С 2025 года планируется учитывать в определении цены не только Urals, но и более дорогой сорт российской нефти ESPO. Это повысит доходы бюджета, но увеличит финансовую нагрузку на добывающие компании. То есть с точки зрения доходов казны определенная страховка у нас уже есть, поэтому если стоимость Brent не будет опускаться ниже 70 долл. за баррель, снижать дополнительно добычу у России необходимости нет.