Специалисты считают, что аренда иностранных самолетов вместе с экипажами поможет российским авиакомпаниям расширить парк судов, снизить издержки и восполнить дефицит пилотов. Открытым остается вопрос - многих ли зарубежных лизингодателей заинтересует это предложение? И речь не только о боязни попасть под санкции.
По словам замминистра Потешкина, в Минтрансе уже подготовили соответствующие поправки в Воздушный кодекс, чтобы "рынку дать возможность работать с этим направлением тоже". Ранее с инициативой внесения законодательных изменений, позволяющих брать самолеты в "мокрый" лизинг на внешних рынках, в ведомство обратился "Аэрофлот".
Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов подтвердил "РГ", что о необходимости такого механизма говорят уже много лет.
"Безусловно, это полезный инструмент, но его нельзя назвать ключевым, который способен кардинально изменить рынок. Это просто один из способов эффективного управления флотом. Допустим, есть у авиакомпании избыток самолетов незагруженных, их можно не продавать, так как это достаточно сложная процедура перевода из одной компании в другую, а можно просто на несколько месяцев предоставить самолет с экипажем другой авиакомпании, у которой, например, в высокий сезон машин не хватает. Это удобно для обеих сторон", - отметил он. Это также позволяет перераспределять самолеты внутри групп компаний и оперативно управлять парком всей группы.
С международным "мокрым" лизингом предстоит еще решить ряд юридических вопросов.
"Закон сейчас разрабатывается, и требования к воздушным судам, ответственности сторон, экипажам должны быть установлены: квалификация, знание русского языка и так далее. Но, с другой стороны, эти требования должны быть такими, чтобы механизм в принципе мог работать", - считает Борисов.
В целом же "мокрый" лизинг должен помочь авиакомпаниям увеличить флот и снизить издержки. Это значит, что появится возможность и уменьшать цены на билеты, отметил эксперт.
Гендиректор консалтинговой компании "Авиаперсонал" Анастасия Мирошниченко считает, что новый механизм может восполнить и нехватку экипажей.
"В России, как и во всем мире, не хватает прежде всего пилотов и инженерного персонала. Для нас дефицит персонала даже более критичен, поскольку у нас есть еще и проблемы с техникой", - отметила она.
Профицит авиаперсонала, по ее словам, наблюдался только во время коронавирусных ограничений, в постковидный же период рынок перевозок вырос во всех странах, что существенно увеличило и спрос на персонал. Некоторые авиакомпании, даже европейские, стали закрываться из-за нехватки пилотов.
"Международная ассоциация воздушного транспорта в своем докладе за этот год говорит о грядущем серьезном, одном из самых крупных, наверное, дефиците летного состава. Нас это тоже коснется, поэтому нужны любые решения, которые помогут авиакомпаниям, чтобы рост перевозок не останавливался, потому что он у нас растет и будет расти еще больше", - отметила эксперт.
Исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев обратил внимание, что на мировом рынке сейчас дефицит не только экипажей, но и воздушных судов. После пандемии спрос на перевозки интенсивно восстанавливается, а производство самолетов отстает. В итоге авиакомпании вынуждены задерживать в эксплуатации суда предыдущего поколения и в целом испытывают дефицит провозных емкостей.
"В этой ситуации отправить самолеты, выражаясь образно, на заработки в Россию можно лишь в одном случае - с очень большой прибылью. Если заработать можно будет ощутимо больше. Сейчас такая ситуация, на мой взгляд, не сложилась", - считает эксперт.
Сложиться, по его мнению, она сможет, только если в России будет усиливаться дефицит самолетов, а на мировом рынке этот дефицит, наоборот, будет ослабевать, а также если доходная ставка для зарубежных авиакомпаний на российском рынке будет очень сильно увеличиваться. Кстати, вместе с ценами на билеты. Тогда иностранцам будет "гораздо интереснее смотреть на российский рынок жадными и голодными глазами".
"Если в 2025 году какая-то сделка по "мокрому" лизингу вдруг состоится, едва ли это станет весомым и массовым явлением. Сейчас, на мой взгляд, задача наших самолетостроителей заключается в том, чтобы нарастить производство отечественной авиатехники, тогда и вопрос с привлечением иностранных перевозчиков вообще не будет стоять", - считает Пантелеев.