"По своей сути эта сумма является выплатой ex gratia, то есть добровольным платежом в пользу отдельных лиц за ущерб без признания каких-либо правовых обязательств. Пассажиры могут как удовлетвориться указанной суммой, так и посчитать ее недостаточной", - пояснил "Российской газете" юрист, руководитель Центра правопорядка в Москве и Московской области Александр Хаминский.
В этом случае, по его словам, пассажиры, которые смогут документально подтвердить вред своему имуществу или здоровью, доказать моральный вред, имеют право заявить гражданский иск и потребовать возместить ущерб в объеме, превышающем произведенные авиакомпанией выплаты.
Управляющий партнер компании "Русяев и партнеры", юрист Илья Русяев добавил, что, по одной из версий, самолет, следовавший рейсом из Сочи, при посадке задел левым двигателем взлетно-посадочную полосу, что спровоцировало утечку топлива и возгорание. "Несмотря на панику среди пассажиров, благодаря оперативной работе экипажа и служб аэропорта удалось эвакуировать всех находившихся на борту - 87 пассажиров и 4 члена экипажа. Пострадавших не оказалось, но сам инцидент стал поводом для широкого обсуждения.
Спустя сутки авиакомпания объявила о выплате компенсаций пассажирам - каждому по 100 тысяч рублей. Однако многие пострадавшие уже выразили свое недовольство этой суммой, считая ее недостаточной для возмещения морального ущерба, а также затрат на медицинские обследования, которые потребуются после того вдыхания продуктов горения. В связи с этим пассажиры подали коллективный иск против авиакомпании, требуя увеличить компенсацию и подчеркнув необходимость поддержки пострадавших. По их словам, эмоциональный стресс и опасность, с которой они столкнулись, нельзя оценить лишь стандартными выплатами", - отметил юрист.
Реальный ущерб от возгорания оценивается в сумму от 2 до 3 миллиардов рублей, включая стоимость поврежденного самолета и расходы на устранение последствий пожара. Однако, в отличие от прямых убытков компании, пассажиры сталкиваются с необходимостью бороться за увеличение компенсаций в судебном порядке. "Прецеденты из прошлого позволяют им рассчитывать на более существенные выплаты. Например, после катастрофы Ту-154 в Иркутске в 2001 году суд постановил выплатить некоторым семьям до 500 тысяч рублей, а после аварии Boeing 737 авиакомпании "Аэрофлот-Норд" родственники одного из погибших добились выплаты более 16 миллионов рублей, доказав особые обстоятельства, повлиявшие на размер компенсации", - рассказал Русяев.
Другим значимым примером стал случай с самолетом Ту-154, по ошибке сбитым украинскими войсками в 2001 году. Тогда по итогам межправительственных переговоров Украина согласилась выплатить каждой семье погибших по 200 тысяч долларов, что значительно превышало стандартные компенсации. Эти прецеденты показывают, что увеличение выплат возможно, но процесс часто требует значительных юридических усилий и времени.
"На данный момент перспективы коллективного иска пассажиров сгоревшего самолета в Анталье остаются неопределенными. Итоговый размер компенсации будет зависеть от того, смогут ли юристы доказать наличие морального и материального ущерба, превышающего предложенные авиакомпанией выплаты. Опыт показывает, что ключевыми факторами успеха в подобных делах становятся общественный резонанс, медийная огласка и квалифицированная юридическая поддержка", - подытожил Русяев.