Как рассказала руководитель Национального центра исторической памяти Елена Малышева, эти центры используют знания о российском менталитете, формируют, как сказали бы западные историки, фальсификационные нарративы.
"Они используют то, что дорого нам, то есть наши психологические устои. "Ближний круг" - это страны Балтии, Польша, Венгрия, Украина, - первый "красный" пояс фальсификации вокруг Российской Федерации. Но он не единственный - есть координирующие структуры в Евросоюзе. И, конечно же, есть так называемый дальний круг, когда мы говорим о различных фондах, о Госдепе, о США, Канаде, которые занимаются уже на стратегическом уровне формированием этих нарративных практик", - пояснила Малышева.
В представленных материалах отмечается, что первые европейские структуры "нацпамяти" были созданы в Прибалтийских странах в 1993 году. Так, в Литве власти назвали его "Центром исследования геноцида", и основной упор был сделан на "преступлениях" советской армии и госаппарата, героизировались пособники нацистов из числа легионеров СС и "лесных братьев".
Аналогичные организации с почти идентичными названиями - "институты национальной памяти" - появились в Польше, Чехии, Словакии и Венгрии в начале 2000-х годов. Анализ работы этих фабрик фальсификаций основан на открытых материалах, которые размещены в том числе на их интернет-сайтах.
Что же продвигают "институты памяти"? Очернение советского периода истории, уравнивание сталинского и гитлеровского режимов, искусственное внедрение понятий "периода несвободы" и "второй оккупации" и постоянные отсылки к современной России.
"Мы понимаем, что это сделано для того, чтобы посеять чувство вины, снять вопрос об освободительной миссии Красной армии. Когда понятна природа и задачи этих фальсификаций, все предстает в совершенно другом свете", - подчеркнула руководитель Национального центра исторической памяти.
Цель проекта "Фальсификациям - нет" - открыть правду о том, как создаются эти фальсификации, кто в них заинтересован, какова их природа, как они финансируются и какие темы становятся наиболее приоритетными для фальсификации. "Если мы знаем, мы вооружены для выработки опережающей стратегии", - добавила Малышева.