Депутаты ждут, что принятие такого закона укрепит доверие к финансовым институтам и поспособствует развитию более справедливой и уравновешенной системы долговых обязательств.
Если кредиторы нарушают общие правила совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц, то должностным лицам назначат взыскание в 20-200 тысяч рублей. Также их смогут дисквалифицировать на срок до года. Компанию, допустившую такие нарушения, будет ждать штраф 50-500 тысяч рублей.
В случае, если кредитор осуществляет незаконное взаимодействие с должником, это влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 50 тысяч до 500 тысяч рублей; на должностных лиц - от 100 тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от 200 тысяч до двух миллионов рублей.
За незаконное использование компанией в своем названии словосочетания "профессиональная коллекторская организация" хотят установить штраф для должностных лиц 20-50 тысяч рублей, для юрлиц - 100-300 тысяч рублей.
Речь идет о случаях, когда отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния.
Как пояснил "РГ" член Комитета ГД по бюджету и налогам Никита Чаплин (ЕР), внесение изменений имеет важное значение для обеспечения законности и прозрачности на рынке долговых обязательств. "Прежде всего, это способствует борьбе с недобросовестными практиками в коллекторской сфере, существенно снижая возможность манипуляций с использованием терминов, таких как "профессиональная коллекторская организация"", - отметил он.
По словам депутата, введение конкретных штрафов за незаконное использование этого наименования позволит контролировать деятельность организаций и исключить злоупотребления со стороны недобросовестных участников.
"Новые меры также защищают права должников, обеспечивая их безопасность в процессе взаимодействия с кредиторами. Административная ответственность за неисполнение решений Федеральной службы судебных приставов об ограничении способов взаимодействия с должником усилит контроль за соблюдением норм и предотвратит ситуации, когда организации нарушают установленные правила коммуникации, - заявил парламентарий. - Это обеспечит должникам юридическую защиту от чрезмерного давления и нежелательного взаимодействия, что особенно актуально в случае отказа должника от контакта".
Кроме того, ужесточение санкций за нарушение ограничений на взаимодействие с должниками, в том числе в формате телефонных звонков или сообщений, поддерживает права граждан на частную жизнь и безопасность от возможных преследований, считает Чаплин.