Как правильно снимать кинобиографии, чтобы им верили

В прокате сразу два фильма, посвященные великим людям. Это "Месье Азнавур" с Тахаром Рахимом в главной роли (вышел 14 ноября) и "Великая" с Кейт Уинслет (с 21 ноября).
Модный актер Тахар Рахим даже брал уроки пения, чтобы сыграть Шарля Азнавура, но сути героя не уловил.
Модный актер Тахар Рахим даже брал уроки пения, чтобы сыграть Шарля Азнавура, но сути героя не уловил. / Предоставлено Парадиз

Оба фильма заставляют пристальнее присмотреться к жанру кинобиографии. Подумать о том, что жизнеописания выдающихся людей априори лучше удаются авторам книг и документальных фильмов. Кино же художественное снять гораздо сложнее, и часто авторы сбиваются в изложении фактов. Уже даже есть устойчивый оборот - "пересказ "Википедии". Что в фильме про Азнавура, что в картине о военной фотокорреспондентке Ли Миллер от "пересказа "Википедии" авторам убежать не удалось. Тем не менее оба фильма важны.

Под крылом у "Воробушка"

Шарль Азнавур был невероятно плодовит - на его счету более тысячи песен. Он писал как заведенный и все боялся не успеть. Но почему? Об этом задумываешься при просмотре фильма "Месье Азнавур" и, разгребая мысленно нагромождение фактов, которое обрушили на тебя режиссеры Мехди Идир и Гран Кор Маляд, делаешь свои выводы.

Первое - несмотря на титаническую проделанную работу, Тахар Рахим так и не стал своим героем. Он прекрасен. Но по-своему. В чем тайна Азнавура? Он - из очень бедной армянской семьи, которая подвергалась гонениям в непростые времена. Он пел, играл, снимался с самого детства, чтобы выживать, а не чтобы показать себя. Он зарабатывал этим, и деньги имели для него огромное значение. Когда его заметила и оценила Эдит Пиаф, он стал ей полностью принадлежать. Всем своим талантом и творчеством. Но... до определенного момента.

Почему Пиаф выделила Азнавура и помогла ему? Потому что сама в свое время выживала. Росла в нищете, жила в ужасных условиях, пела в кабаках будучи еще подростком. Получила прозвище Воробушек - Пиаф на жаргоне парижской бедноты. Она не могла не помочь такому же, как и она. К тому же Азнавур не был на вид и по сути неблагодарным учеником-соперником, который затмит свою покровительницу. Посмотрите на видео, на фотографии Азнавура: застенчивая улыбка, легко краснел, открытые, порой наивные глаза... К такому маленькому, воспитанному, интеллигентному человеку невольно проникаешься настолько, что хочется ему помогать, возникает желание к нему прислушаться. И даже не сразу понимаешь, что внутри него - мощь, благодаря которой он сотворил себя и свою судьбу. Писал песни, чтобы выговориться. Единственная территория, мир, где он мог быть собой и убежать от действительности. Пиаф была для него как большой лайнер, который вывел в океан на тот момент небольшую баржу его творчества.

Тахару Рахиму не удалось передать нежность и уязвимость Азнавура. Его Шарль - себе на уме и слишком расчетлив. Он бросается друзьями, женщинами, детьми и в итоге своей учительницей-покровительницей довольно жестко по человеческим меркам. Всех их кидает, образно говоря, в этот огонь своего творчества. Авторы фильма, да и сам Рахим, словно даже осуждают за это певца. Вместо того чтобы показать, что он не мог иначе.

Да, в картине звучат песни, исполняемые Азнавуром. И именно ради них стоит посидеть в кинозале. Считайте, что к ним сняли расширенный современный клип с большой современной звездой. И, возможно, финальные титры и кадры с настоящим Азнавуром приведут к тому, что вы добавите в свой плейлист песни и его, и Эдит Пиаф, и заодно и таких исполнителей, как Морис Шевалье, Жорж Брассенс, Жак Брель и других, олицетворяющих само понятие французский шансон.

Невозможность отвернуться...

"Любое интервью - это допрос". Эта фраза звучит в начале фильма "Великая" из уст главной героини Ли Миллер. Вот только молодой человек, который сидит напротив всемирно известной женщины-фотографа Ли Миллер, совсем не похож на допрашивающего. Она, знаменитость, пытается заключить с ним пакт: от нее откровения и от него - тоже. Он вроде бы соглашается. Но говорит в основном она, щедро разбавляя свою речь порциями джина-тоника. Ли Миллер играет Кейт Уинслет, и в этих эпизодах интервью на актрисе тонны грима. Зато в других сценах, рассказывающих о молодости и зрелости героини, зритель грима практически не увидит, хотя иногда жаль. Особенно в те моменты, когда актриса, которая в следующем году отметит юбилей - 50 лет, играет 30-летнюю модель.

Фильм "Великая" - долгострой. Снимался 8 лет. Он наполнен яркими звездами: Александр Скарсгард, Марион Котийяр, Энди Сэмберг. Фильм - как некая веха для Кейт Уинслет: актриса не только играет главную роль, но и продюсирует картину.

Героиня фильма - женщина-американка, которая не побоялась быть на войне, более того - стремилась быть в центре событий, а он тогда находился в Европе. Пусть формально не солдатом, не медсестрой, а фотографом, но на самом деле была этим всем в одном лице. "Люди пытались жить, а я пыталась это запечатлеть", - скажет она, поясняя смысл своей жизни.

Совсем недавно зрители видели нашумевший фильм "Падение империи", в котором судьба Ли Миллер легла в основу образа Кирстен Данст. Но у какой из актрис героиня получилась лучше - вопрос спорный. Кирстен Данст поленилась "учить матчасть" - любой военный и журналист отметит промахи в ее работе, поэтому проведем сравнение в пользу Кейт Уинслет, которая вложилась и в роль, и в работу над фильмом максимально. Более того - она еще и внешне похожа на Ли, и обладает редким для актрисы качеством - умением сыграть думающую сильную женщину - борца. Уинслет всегда, в любой роли, убедительна, ей веришь. Поэтому пойти на фильм стоит в первую очередь ради нее.

Главное достижение, а для многих и открытие фильма, - фотографии, которые делала Ли. Потому что некоторые из ее снимков знает каждый, но не все в курсе, кем именно они сняты. Тем более не знают, что автор - женщина.

Режиссер картины Эллен Керас работает слишком конъюнктурно - над темой, над героиней, словно пытается навесить на нее ярлык. Иногда кажется, что в голове у режиссера и продюсеров (за исключением Кейт Уинслет) звучит, мол, мы взялись за все это, попробуйте оставить нас без наград. Без них фильм, разумеется, не оставят, и это будет правильно. Вопрос в том, какие именно призы.

Конечно, не останется без внимания актерская работа и отвага Кейт Уинслет. Стоит в картине отметить и драматургию - момент, когда зритель понимает, что Джош О'Коннор, играющий интервьюера, на самом деле не берет интервью. В "Великой" - это художественный обман, нужный авторам для того, чтобы органично ввести в картину документальные фрагменты.

Главную же награду фильму хочется дать за то, что привлекает внимание к фотоснимкам Ли Миллер. Откровенные и страшные по своей сути кадры - свидетельства преступлений нацистов боялись публиковать ее современники. Если миру нужно напомнить о говорящих самих за себя фотографиях Ли Миллер, то картине о ней простятся многие промахи. Только бы люди видели, к чему может привести война и безумие фашизма. И когда, посмотрев фильм, зрители зададутся тем же вопросом, что и Ли: "Кем ты хочешь быть и что будешь для этого делать?" - можно будет сказать, что и жизнь Миллер, и более чем восьмилетние усилия Кейт Уинслет и ее команды не прошли даром.