Почему британский хоррор "Перевозчик душ" напоминает учебный этюд

Британский хоррор "Перевозчик душ" (в оригинале Black Cab, "Черное такси") больше похож на учебный этюд с заданием без денег, суперзвезд и спецэффектов снять ужастик с похищением людей, привидениями и взрезанием горл, соединив в некий сюжет пугающие зрителя коллизии. Задание выполнено на тройку.
"Атмосфера кино"

Завязка сразу погружает нас в гущу скандала: у миловидной Энн (Синнёве Карлсон) напряженные отношения с ее парнем Патриком (Люк Норрис). На дружеской встрече в ресторане Патрик объявляет, что собирается вернуть некогда пылкую любовь и снова переехать к Энн, но та явно в этом не уверена, и ее колебания разделяет подруга Джессика (Тесса Пар). Ситуация обозначена приблизительно и очень туманно - все главное, вероятно, еще назревает.

Продолжая накаленный спор, до предела раздраженная пара садится в подкатившее такси - громоздкий старомодный седан с тонированными непроницаемыми стеклами и мрачным водителем-очкариком. Водитель оказывается разговорчив. Его зовут Ян, и он хорошо помнит Энн, потому что недавно вез ее, беременную, из клиники. Беременность экс-любимой оказывается сюрпризом для Патрика, экс-любимая все энергично отрицает.

Назревающая тайна безусловно интригует, мрачный водитель Ян ведет разговор в какие-то загадочные дебри, а свою машину - по какому-то странному маршруту. В придорожных кустах мерцают женские фигуры в белом, и мы понимаем, что ужастик будет связан с привидениями. В роли мрачного Яна британский комик Ник Фрост, амплуа которого, вероятно, вызывает у британских зрителей надежды, что сейчас он непременно выкинет что-нибудь смешное. Разочарую: не дождутся.

Пассажиры черного такси уже чувствуют неладное, им и без того несладко, они на взводе, а тут еще таксист Ян с его неуемной болтливостью раскаивается в каких-то совершенных им роковых ошибках, рассказывает о своих семейных проблемах с любимым сыном и сообщает о призраке, обитающем в здешних местах, - привидение женского пола вечно блуждает у автотрассы, ловит попутку и, непонятно как проникнув в машину, устраивается на заднем сидении. И прервать тягостный монолог невозможно - таксист становится все более грубым, наглеет на глазах. И выйти на волю уже не получится: дверцы заблокированы, и машина мчится в неизвестность.

Поначалу даже кажется, что авторы фильма весьма умело нагнетают напряженность, размещая там и сям во мраке призрачную женщину в белом и все дальше отодвигая разгадку явно криминальных действий мрачного Яна. Он уже хорошо напугал растерянную Энн, он уже явно издевается над женщиной, не выпуская беднягу в туалет, он уже вырубил электрошокером и обездвижил паникующего Патрика, а куда и зачем везет своих жертв - по-прежнему не говорит.

Не скажу этого и я: согласитесь, ужастики хороши тайной. Но не скажут и авторы, потому что тайну еще не придумали. Половина фильма уже прошла, а мы все едем, все слушаем неутомимого Яна, все наблюдаем отчаяние его пассажиров, но в отличие от машины, мчащейся в темноте, действие не сдвигается с места. И фильм все больше смахивает на тот учебный этюд, в котором задано изобразить нарастающую панику женщины и при этом напустить как можно больше тумана, к финалу окончательно запутав и героев и зрителей. А о необходимости какого-то смысла, идеи и тем более сверх-идеи всего показанного сообщат студентам только в будущем семестре.

Недоучившимися студентами в этом фильме выступают его режиссер Брюс Гудисон, в фильмографии которого значатся фильмы "Мое убийство", "Убийство на парковке", "Убита своим отцом" и сценарист Вирджиния Гилберт, на счету которой не значится ничего сколько-нибудь заметного.