Предприниматели нашли альтернативу кредитам в лизинге

Российский малый и средний бизнес находит замену кредитованию, говорят в финансовом маркетплейсе "Сравни". Предпринимателям чаще одобряют лизинг, чем заявки на кредит: 23% против 3,5%. Ставки там ниже, а одобренная сумма выше. В чем особенность этого финансового продукта, рассказали опрошенные "РГ" эксперты.
Последние десять лет свыше 80% грузового транспорта приобретается в лизинг.
Последние десять лет свыше 80% грузового транспорта приобретается в лизинг. / iStock

Средняя ставка по лизингу для российских предпринимателей находится на уровне 21%, а сумма запрашиваемая и выданная составляет 12,5 и 9,7 млн рублей соответственно, рассказали "Российской газете" в финансовом маркетплейсе со ссылкой на данные более чем 20 лизинговых компаний.

По кредитам условия куда жестче, добавили там. В среднем ставка в ноябре 2024 года составила 32,5%, по сравнению с 24,5% в начале года. Доля одобрения кредитов в этой категории снизилась с 4,5% в прошлом году до 3,5% в текущем году, что связано с ростом ключевой ставки. В среднем представители малого и среднего бизнеса запрашивают в кредит 11,4 млн рублей, а одобряют им по итогу 4,2 млн рублей.

"Лизинг стал доступной альтернативой кредитованию для российских предпринимателей, которые сталкиваются с трудностями в получении кредита и высокими ставками, - говорит директор направления по развитию продуктов МСБ в "Сравни" Равшан Хадыров. - Чаще всего в лизинг оформляют коммерческий автотранспорт, легковые автомобили, строительную и дорожную технику".

Лизинг давно является альтернативой кредитованию для малого и микробизнеса, рассказал Кирилл Кулаков, президент СРО "Региональная ассоциация оценщиков". "Достаточно сказать, что последние 10 лет свыше 80 процентов грузового транспорта приобретается в лизинг, - отмечает он. - Данные финансового маркетплейса подтвердили этот тренд, особенно на фоне повышения ключевой ставки".

У этих двух продуктов есть принципиальные отличия. Лизинг - это финансовая аренда, кредит - фактически ссуда под определенный процент, говорит генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич. "Два продукта можно условно назвать близкими в случае целевого кредита и при залоге приобретаемого оборудования или транспорта", - добавил он.

И разные у них цели: в первую очередь лизинг выдается на приобретение основных активов. Кредит - на покрытие операционных расходов. Частично из-за этого суммы запрошенных и одобренных лизингов выше, чем в случае кредитов, отмечает Илья Иванинский, партнер-эксперт "Яков и Партнеры" и директор центра бизнес-образования и аналитики Центрального университета.

При лизинге предприниматель получает транспорт или оборудование в пользование, но не в собственность. Автомобиль, конечно, может перейти в нее или, например, его можно выкупить после всех платежей, но все зависит от условий договора. Поэтому процедура изъятия техники в лизинге проще, что обеспечивает более низкую ставку относительно условий по нецелевому беззалоговому кредиту, рассказал младший директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Анатолий Перфильев.

"Дело не в том, что лизинг дешевле кредита, а в его доступности для субъектов МСБ", - указывает Кулаков. У малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, как правило, нет залога, который удовлетворял бы банки. А в лизинге, по его словам, не требуется залог, максимум для начинающих компаний - поручительство.

У малых предприятий, как правило, нет залога, который устроил бы банк при выдаче кредита. А в лизинге залог не нужен, максимум - поручительство

И на руку играет скорость, указывает глава "Региональной ассоциации оценщиков". Все, что касается автотранспорта и спецтехники, рассматривается быстро, за 3-5 рабочих дней. "Кроме того, лизинговые компании активно развивают сервисы, которых не имеют банки, например, приобретение и доставка транспорта или спецтехники в другой регион страны", - добавил эксперт.

Финансовое положение лизингополучателя анализируется, но больше на предмет возможной потери арендуемого имущества или потенциального мошенничества. И лизинговые компании в большинстве своем приобретают технику не за собственные средства, а также берут кредиты.

За девять месяцев 2024 года через дочернюю компанию Корпорации МСП предприниматели получили в льготный лизинг оборудование на общую сумму 3,37 млрд рублей. Это вдвое выше показателей прошлого года, указывает Исаевич. Ставка льготной программы составляет 6% для российского оборудования, 8% - для иностранного.

"При высокой ставке, и этот тренд укрепляется, банки ориентированы на заемщика с четкими и понятными залогами по кредиту. Вне зависимости от цели кредитования", - отмечает генеральный директор Корпорации МСП. Растет в том числе спрос на так называемые "зонтичные" поручительства: объем кредитов, выданных под поручительства корпорации, достиг 338 млрд рублей, что почти в два раза больше показателей за тот же период 2023-го. Количество таких МСП утроилось за год до 30 тыс.

И лизинг пользуется популярностью в других странах. "Например, в Европе в займах МСБ лизинг занимает около 19%, в то время как традиционный банковский кредит - 14%. Разумеется, есть и другие кредитные продукты: например, овердрафты занимают 25% портфеля", - говорит Иванинский.

Лизинг станет привлекательным для МСП и в случае льгот и скидок у конкретного производителя техники, в сервисной, страховой или иной партнерской компании, говорит Исаевич.

Но всегда надо исходить из потребностей бизнеса. "Лизинг, как правило, носит краткосрочный характер - чаще всего до трех лет, в то время как кредит может быть выдан на более длительный. К тому же лизинговые платежи можно ставить в расходы предприятия, в то время как при кредите в расходы бизнеса можно добавить только выплачиваемые проценты. Поэтому, если короткий срок и выбор активов, которые лизинговая компания может предоставить, устраивает бизнес, лизинг действительно может быть жизнеспособной альтернативой кредиту", - рассказал "РГ" партнер-эксперт "Яков и партнеры".

Один из плюсов лизинга для бизнеса - меньшие налоги. Не придется платить НДС, налог на имущество и налог на прибыль, поскольку лизинговые платежи уменьшают налогооблагаемую базу, рассказала "РГ" Татьяна Белянчикова, доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова. Страховку и сервисное обслуживание при кредите покрывает заемщик, а в лизинге эти расходы ложатся на плечи лизинговой компании, добавил Егор Диашов, председатель Комиссии по финансовым рынкам МГО "ОПОРЫ РОССИИ", управляющий партнер ИК "Диалот".

Бизнес при этом пересматривает свою тактику, где-то сокращает расходы, а где-то перекладывает удорожание на конечного потребителя, говорит Кулаков. Но в итоге находятся возможности развиваться даже при таких высоких ставках.