Мечта преобразить белые стены храма теплилась в сердцах его служителей лет десять, и, наконец, такая возможность появилась. С благословением митрополита Читинского и Петровск-Забайкальского Димитрия началась грандиозная работа. Холстами для 11 художников-иконописцев, прибывших из Иванова, Москвы и Санкт-Петербурга, и двух мастеров из Читы стали внутренние стены храма высотой 34 метра.
- Трудно описать, насколько сложный мы начали проект, - говорит управляющий артелью Сергей Гусев. - Честно, в моей практике это самый сложный храм, а практика моя - три десятка храмов по всей России.
Мало отобрать нужные сюжеты для росписи и продумать их расположение, необходимо в процессе учитывать, как искажения плоскостей работают на зрителя. Некоторые фигуры художникам приходится намеренно деформировать, чтобы снизу они выглядели естественно - это своего рода математическо-художественные расчеты.
Сложности добавляет и то, что роспись мастера ведут в академической живописной манере. Как рассказывает руководитель артели, в таком стиле в России работает крайне мало иконописцев. Большая часть владеет древнерусским стилем, который многие причисляют больше к ремеслу, нежели к искусству. Для реалистической же росписи требуется высшее образование, которое имеют большинство работающих здесь художников.
- Храм грандиозный, большой, и мы хотим сделать его уникальным, - продолжает Сергей Гусев. - В моем видении это получится собор "а-ля Питер", потому что смотрится такой масштаб помпезно. Взгляните, какие колонны, какие "паруса". Все ведет к тому, чтобы он был дворцом искусства. Вообще я мечтаю, чтобы входящих сюда людей немного прижимало от увиденного и они сотрясались, рассматривая все. Я думаю, это правильно. Ты входишь в храм Божий и должен это ощущать.
Еще неделю назад на этом участке были белые стены, вчера - простой подмалевок, а сегодня иконописцы вносят последние штрихи. Хотя художники пишут большими кистями, на фоне громадных стен их инструменты выглядят ничтожно малыми, и пусть в работу включены аж 26 рук, все равно удивляешься, как быстро движется процесс.
Секрет прост: команда - это единый художественный организм. Ребята чувствуют друг друга, каждый занимается своим направлением - к примеру, пишет только лики, только мрамор или только орнаменты, чтобы не переключаться между разными действиями, а если надо, помогает товарищам.
Вся схема росписи в голове у Сергея Гусева, он - мозговой центр этого "организма", координирующий работу его частей. А чтобы привести отличающиеся стили художников к единообразию, в финале своей опытной рукой по изображению проходит один из старожилов артели, худрук Александр Антохин.
- У нас дело исключительно практическое, шаг влево, шаг вправо - опасность, поэтому нужно быть сконцентрированным на работе, на месте. И уметь работать в коллективе, - говорит он. - Когда что-то не получается, мы приходим домой, рассматриваем репродукции и дорабатываем, а когда получается, испытываем эйфорию. Это счастье для художника - применять свой талант на пользу людям. Когда твоя работа остается на долгие годы в таком храме - это и ответственность, и радость.
Хотя работает артель в живописной манере, каноны церковной росписи никто не отменял. Художники изображают святых так, чтобы их можно было узнать даже без подписи - по сопровождающим атрибутам, цвету, особенностям жития. При этом создаются не портреты, а именно образы, лики.
- Трудно понять, это надо прочувствовать, - говорит Сергей Гусев. Недаром артель носит название "Образ".
В церковной росписи важно осознавать, что ты делаешь и какой смысл заложен в каждый сюжет, поэтому сами художники - верующие люди.
- Я занимаюсь росписью других помещений, пишу картины, создаю барельефы, скульптуры, компьютерную графику, но работа в храме для меня - главное, - рассказывает артельщик Анатолий Земсков. - Это даже не столько работа, сколько служение, потому что ты это делаешь не для кого-то отдельного, а для всех людей и для себя в том числе. Это не просто картинки, это духовное просвещение.
Если иконопись зовется "Евангелием в красках", то расписывающие храмы художники -своего рода проповедники, потому что пишут библейские сюжеты. И самая большая награда для них - найти отклик в сердцах зрителей, верующие они или нет.
- Мы хотим сделать такую работу, за которую ни нам, ни потомкам не будет стыдно, - говорит художник Андрей Жестарев. - Чтобы эти композиции стали на самом деле святыми, стали иконами для многих людей, даже несмотря на то, что выполнены в академическом стиле. И я надеюсь, что наши старания не пропадут во глубине сибирских руд.
Роспись собора разделена на два этапа. В конце декабря художники уедут домой на зимние каникулы, а после новогодних праздников продолжат работу. Полное преображение храма они обещают показать к концу февраля - началу марта 2025 года.