"Жертвоприношение" Тарковского теперь можно посмотреть в театре

Эту премьеру очень ждали. Еще бы - "Жертвоприношение" Тарковского в театре! Впервые. В Театре на Васильевском спектакль выпустила режиссер Галина Зальцман.
"Жертвоприношение" Тарковского впервые поставили в театре. Режиссер - Галина Зальцман.
"Жертвоприношение" Тарковского впервые поставили в театре. Режиссер - Галина Зальцман. / Владимир Постнов / Театр на Васильевском

В зале аншлаг, много молодежи. Хотя мы и ворчим, что "они ничего не читают, не образованные", но в кинотеатрах во время ретроспективных показов фильмов Тарковского - свидетельствую! - столпотворение именно молодых, юных зрителей. Но и поклонников со стажем творчества этого режиссера, тех, "кому за 60", конечно, немало - как в кинозалах, так и на премьере в театре. Тарковский - на все времена. Актуальный, вечный. Классик, гений.

Как сообщал релиз, "режиссер Галина Зальцман с командой продолжает исследовать территорию театра абсурда ("Розенкранц и Гильденстерн мертвы"), и этот театр будет притворяться психологическим. Точно так же, как жизнь притворяется реальностью, но на самом деле - самый настоящий абсурд. Одноименный фильм Тарковского является для нас отправной точкой, и мы пытаемся рассказывать эту историю спустя почти 40 лет, когда многое для нас стало совсем иным".

Корреспондент "РГ" спектакль посмотрела, а затем побеседовала с создателями.

Восхитительная сценография главного художника театра Семена Пастуха. Войдя в зал, зрители сразу тянутся к мобильникам - сделать фото, запечатлеть красивую декорацию.

Сюжет не изменился. Имена героев - прежние, как в фильме. А время и место действия не уточняются. И не перенесены в сегодняшнюю Россию.

"Сценарий фильма очень подходит для театральной сцены, потому что это почти чеховская пьеса. Или ибсеновская", - считает Зальцман.

История одной самой обыкновенной семьи, оказавшейся на краю катастрофы. Как мы помним, в пьесах Чехова герои страдают, мечтают и много говорят. О своих проблемах, надеждах, разочарованиях… В "Жертвоприношении" - тоже.

Очень созвучно спектаклю каждое слово популярной песни "Этот мир придуман не нами" в исполнении Пугачевой из 1990-х:

Один лишь способ есть нам справиться с судьбой,

Один есть только путь в мелькании дней.

Пусть тучи разогнать нам трудно над землей,

Но можем мы любить друг друга сильней.

Как призналась "РГ" режиссер, выбор произведения для постановки был продиктован последними событиями в мире, которые мы переживаем сейчас. Атмосфера накаленная… "Мне кажется, это главный фильм о великой просьбе человека. Что мы можем исправить? Один человек против всего мира, хотя, на самом деле, его частная, личная просьба касается каждого".

Для начала - слово актерам.

Фото: Владимир Постнов / Театр на Васильевском

"Мой Александр - человек на распутье веры и неверия"

В главной роли (Александр, журналист, писатель) - заслуженный артист России Артем Цыпин. Во время празднования его дня рождения за столом - с семьей, друзьями - по телевизору объявляют о начале атомной войны… Как избежать конца света? Что нужно сделать, чем пожертвовать, чтобы спасти весь мир?

Снова вы играете главную роль в спектакле Галины Зальцман. Большая удача, когда у актера появляется "свой" режиссер, а у режиссера - любимый артист.

Артем Цыпин: Эта новая встреча с Галей - большая радость для меня. Я ждал этого приглашения после нашего общего спектакля по Тому Стоппарду. Мне кажется, мы еще на нем нашли взаимопонимание и общий язык. К тому же, "Жертвоприношение" в какой-то мере родственник нашего "Розенкранца и Гильденстерна…". Это продолжение исследования природы человека средствами театра абсурда. Хотя материал для размышлений взят, конечно, разный, но режиссерские инструменты, способ работы - очень похожи. Только "Розенкранц" для меня в большей степени интеллектуальный спектакль, этакие "игры разума", а "Жертвоприношение" - более чувственный, сердечный…

У Галины Зальцман много разных профессиональных умений и талантов, для меня главный - ее удивительная способность легко объяснить сложное. Сначала разобраться самой, что тоже для режиссеров редкость, а потом еще и поделиться своими открытиями с артистом! Иногда в сложном современном театральном тексте мы бредем буквально на ощупь, как во тьме, но Галина вдруг зажигает огонь, который освещает нам путь. Светлая голова! Этот культовый, всеми признанный фильм Андрея Тарковского 1986 года, медленный и тягучий, сделан по законам кино и своего времени. А Галя разъяла его на части и собрала более плотно и динамично, уже по законам театра и наших дней. Сделав его очень современным!

При этом действие не перенесено в наши дни.

Артем Цыпин: В нашем спектакле нет привязки ко времени и месту. Это может быть и Швеция, и Россия. Это такая, скажем, почти чеховская семья (она и у Тарковского - чеховская), из тех немногих, кто и в трудные прагматичные времена пытается сохранить свои идеалы. Только Тарковский, на мой взгляд, очень серьезно относится к этой семье и к их идеалам, а наш спектакль - с иронией. Сейчас люди с возвышенными взглядами вызывают грустную улыбку. Идеалы прекрасны, если им соответствовать. Но мы не всегда соответствуем тем словам, которые провозглашаем. Увы… Чеховская тема.

Трудная у вас роль. Что думаете о своем персонаже? Оправдываете его?

Артем Цыпин: Мой Александр - человек на распутье веры и неверия, это его главная тема. И в этом мы, как мне кажется, близки с Тарковским. Александру мешает уверовать его многознание. Университетский профессор, до этого - знаменитый актер, сыгравший тысячи ролей, примеривший тысячи жизней, прочитавший тысячи книг…Ему кажется, что вера в Бога - это для простых людей. Он все знает о религии, обрядах, ритуалах, но именно этот интеллектуальный багаж не позволяет ему найти Господа в сердце своем. Из-за такой внутренней дисгармонии и в семье у Александра тоже разлад - непонимание с женой, равнодушие к детям, презрение к другу. Это ежедневный ад его жизни, из которого невозможно вырваться, и в котором спасает только его циничный ум. В каком-то смысле, всемирная катастрофа была бы для Александра даже избавлением от всей этой суеты. Но когда катастрофа действительно случается, этот циник готов принести любую жертву ради спасения близких. Когда мир летит в тартарары, с просьбой о помощи он обращается именно к Богу. Услышал ли Господь его молитву, пусть решит взыскательный зритель.

Фото: Владимир Постнов / Театр на Васильевском

"Фильмы Тарковского меня гипнотизируют"

Актеру Роману Зайдуллину досталась роль Отто. Друг главного героя Александра, почтальон. Прежде преподавал историю в гимназии. Теперь коллекционер необычных историй. Это он дает необычный рецепт Александру: чтобы спасти мир, тому надо переспать со служанкой Марией (она, мол, ведьма).

Вы поклонник творчества Тарковского?

Роман Зайдуллин: Не могу однозначно ответить на этот вопрос. Но что совершенно точно: когда вижу на экране его фильмы, они меня гипнотизируют, я полностью туда попадаю и смотрю как завороженный. Мне близки не все средства, которые использует этот режиссер в своих фильмах, но я эмоционально реагирую на происходящее, это совершенно точно сильные впечатления.

О вашей роли. Не на сопротивление?

Роман Зайдуллин: Отто - простой человек, без витиеватых мыслей. Не сказать, что мне это близко - пофилософствовать я люблю, как и Александр, главный герой киносценария и спектакля. Тем не менее, эта роль интересна мне. Когда я получил ее и читал киносценарий Тарковского, мне было сложно представить, как я буду воплощать все это на сцене. Но когда режиссер рассказала, каким она видит Отто и чего хочет конкретно от меня, мне стало спокойнее, картина сложилась, и я понял, в каком направлении мы будем работать.

А каким режиссер видела Отто?

Роман Зайдуллин: Неким посланником. Откуда? То ли сверху, то ли снизу - мы этого не знаем. Этот персонаж отличается от всех других - способом существования на сцене, манерой выражения мысли, иногда даже нарушает элементарные социальные границы (в безобидной форме, конечно).

Кстати

Следующие показы спектакля - 8 и 27 декабря.

Фото: Владимир Постнов / Театр на Васильевском
Справка

О чем рассказывала "РГ" переводчица Тарковского на съемках "Жертвоприношения" Лейла Александер-Гарретт:

"… Тогда Андрей во что бы то ни стало хотел снимать белые ночи. А потом все эти кадры удалил из фильма. Группа недоумевала. Он отвечал: я же не знал, как они будут выглядеть на пленке. Образ белой ночи - чувство одиночества, вселенский пейзаж - он придумал в Италии, где писал сценарий.

Актерам он не ставил конкретных задач, но много говорил на общие темы - о любви, предательстве, лжи, смерти. На Западе такие темы - табу, о них говорят лишь с очень близкими. И разговоры Андрея сначала всех выводили из баланса. Но потом... актеры уверяли, что никто не дал им больше, чем Тарковский".