По мнению заместителя председателя комитета по энергетике Государственной Думы Юрия Станкевича, разрешение экспорта - позитивный сигнал, который свидетельствует о насыщенности внутреннего рынка и необходимости направить невостребованные в России объёмы бензина зарубежным покупателям.
С одной стороны, новогодние праздники - период самого низкого спроса на бензин в нашей стране. С другой стороны, запрет на экспорт бензина из России был возобновлен с августа - достаточный срок, чтобы насытить внутренний. Не случайно несколько недель назад вице-премьер Александр Новак говорил, что есть сообщения о затоваривании внутреннего рынка бензином.
На экспорт уходит всего 10-15% от всего производства бензина в стране, но некоторые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) изначально заточены на поставки топлива за границу. Для них запрет экспорта бензина оказался наиболее болезненным.
Станкевич отмечает, что политическая и экономическая обстановка требуют оперативных решений, этим и обусловлен ограниченный срок действия "экспортного окна". Правительство в любой момент может его пересмотреть в сторону продления или сокращения, длительных согласительных процедур для этого не требуется.
С точки зрения генерального директора маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергея Терешкина, разрешение на экспорт бензина на столь непродолжительный срок - результат компромисса: регулятор не мог излишне долго удерживать экспортные ограничения. Поэтому запрет снимается, но нефтяники получают сигнал: "Ребята, я вас отпускаю на перемену, но ведите себя хорошо, иначе вас снова запрут в комнате".
При этом, как замечает заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", член экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрий Гусев, в России нет официальных документов закрепляющих приоритет поставок топлива на внутренний рынок. По этому поводу есть только заявления Президента. Соответственно, для любой компании, единственный приоритет, который прописан в уставе и в федеральном законе об акционерных обществах - это получение прибыли. И в этом случае запрет на экспорт выглядит достаточно странно. Это подрывает в глазах иностранных покупателей репутацию российских компаний, как надежных поставщиков.
Что касается ожидаемого разрешения, Гусев считает, что с большой долей вероятности разрешение на экспорт будет дано не только на декабрь-январь, но окажется продлено до конца марта, до начала роста спроса на бензин на внутреннем рынке.
По его мнению, снятие запрета никак не отразится на оптовых или розничных ценах на топливо в России. У нас розница почти не зависит от опта, а рост цен ограничен инфляцией. А на оптовые цены влияет все что угодно (проблемы с логистикой, задержки транспорта, погода, новости), только не какие-то фундаментальные факторы. Спрос же и предложение на бирже слабо отражает соотношение реального спроса и предложения на внутреннем рынке, уточняет эксперт.