Инфляция и похолодание толкают вверх цены дизельного топлива на автозаправках

С начала октября к концу ноября дизельное топливо (ДТ) на АЗС в среднем подорожало почти на два рубля (2%). По данным Росстата, в некоторых областях Дальнего Востока цены на ДТ подбираются к отметке 90 рублей за литр, а на Сахалине превысили ее. Средняя цена ДТ по России пока значительно ниже, к 25 ноября - 68 руб. 76 коп.
Стоимость литра дизельного топлива на АЗС с начала октября выросла почти на два рубля.
Стоимость литра дизельного топлива на АЗС с начала октября выросла почти на два рубля. / Михаил Кухмарь/ТАСС

При этом с начала года ДТ подорожало всего на 6%, что значительно меньше бензина (9,4%), который еще летом опередил средний уровень инфляции (7,8%) в стране. Но быстро дорожать ДТ начало лишь с конца октября, и в ноябре рост цен пока только ускорялся. Если динамика сохранится, то ДТ сможет в декабре догнать инфляцию, о чем еще несколько месяцев назад не говорилось даже в самых пессимистичных прогнозах. Наоборот, считалось, что рост цен на бензин будет уравновешен сдерживанием цен на ДТ.

Разберемся в причинах. Первая на поверхности - ДТ всегда сильно дорожает с октября. В этот период в большинстве регионов страны происходит переход с летних сортов ДТ на зимние, которые изначально стоят больше.

Как поясняет заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", член экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрий Гусев, зимние сорта ДТ всегда дороже за счет содержания в них авиакеросина. Он дорогой, плюс за него при использовании в дизеле производителям приходится выплачивать акциз. Соответственно, обычно зимнее и межсезонное ДТ дороже, чем летнее.

Дизель всегда дорожает с середины октября, когда в большинстве регионов страны начинается переход с его летних сортов на межсезонные и зимние

Впрочем, по мнению генерального директора маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергея Терешкина, есть и другая причина. У компаний есть возможность повышать цены, но при этом соблюдать негласное правило: прирост топливных цен в рознице не должен превышать общие темпы инфляции, считает он.

Нефтяники "наедают" маржу, которая была недополучена в первые девять с небольшим месяцев 2024 года, когда рост цен на дизель существенно отставал от темпов удорожания бензина, поясняет эксперт. Вдобавок, у нефтяников есть легальный повод для повышения цен: переход с летнего и межсезонного на зимнее дизельное топливо.

Поэтому рост цен на ДТ будет продолжаться, как минимум, до начала декабря, когда завершится сезонный переход. Кроме того, это просто способ повысить рентабельность работы в условиях, когда приходилось сдерживать цены на бензин для отмены запрета на его экспорт, считает Терешкин.

К этому стоит добавить, что можно много говорить о том, что курс рубля не оказывает никакого влияния на стоимость топлива на заправках. Технически это действительно так. Но в наших нефтяных компаниях, на нефтебазах и АЗС работают те же люди, которые получают зарплату и покупают на нее товары, в том числе и импортные, в магазинах. Если растут цены на все остальное, топливо не может дешеветь. И совсем необязательно именно подорожание бензина и ДТ привело к росту цен на другие товары. Возможно, наоборот.

Высокий уровень инфляции и ослабление курса рубля толкают цены дизельного топлива на автозаправках вверх

Высокий уровень инфляции и ослабление курса рубля толкают цены на топливо вверх, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич. Это происходит в первую очередь по причине роста издержек на всех этапах производства и доставки продукции потребителям. Но правительство и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) имеют достаточно рычагов для удержания розничных цен в параметрах "не выше уровня официальной инфляции". Да, это административные, а не рыночные меры, но к ним при необходимости придется прибегать, уверен он.

Сказанное, правда, не отменяет, что АЗС нужно платить зарплаты работникам, которые, если их выплаты будут не устраивать, в условиях дефицита рабочей силы, просто разбегутся на более выгодные места. А деньги на зарплату можно взять только из прибыли компании. Брать под это кредит при сегодняшних ставках банков, как делали некоторые предприятия раньше, едва ли будет экономически обоснованным решением.

Впрочем, один негативный фактор для нефтяников, по-видимому, исчезнет в самом ближайшем будущем. Экспорт бензина из России могут разрешить на два месяца, с 1 декабря этого года до 31 января 2025 года. Такие данные приводит газета "Коммерсантъ" со ссылкой на источники. В минэнерго запрос "РГ" о сроках снятия запрета на экспорт бензина комментировать отказались.

Но, по мнению Станкевича, разрешение экспорта - позитивный сигнал, который свидетельствует о насыщенности внутреннего рынка и необходимости направить невостребованные в России объемы бензина зарубежным покупателям.

С одной стороны, новогодние праздники - период самого низкого спроса на бензин в нашей стране. С другой - запрет на экспорт бензина из России был возобновлен с августа - достаточный срок, чтобы насытить внутренний рынок. Не случайно несколько недель назад вице-премьер Александр Новак говорил, что есть сообщения о затоваривании внутреннего рынка бензином АИ-92.

На экспорт уходит всего 10-15% от всего производства бензина в стране, но некоторые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) изначально заточены на поставки топлива за границу. Для них запрет экспорта бензина оказался наиболее болезненным.

Станкевич отмечает, что политическая и экономическая обстановка требуют оперативных решений, этим и обусловлен ограниченный срок действия "экспортного окна". Правительство в любой момент может его пересмотреть в сторону продления или сокращения, длительных согласительных процедур для этого не требуется, уточняет он.

С точки зрения Сергея Терешкина, разрешение на экспорт бензина на столь непродолжительный срок - результат компромисса: регулятор не мог излишне долго удерживать экспортные ограничения. Поэтому запрет снимается, но нефтяники получают сигнал: "Ребята, я вас отпускаю на перемену, но ведите себя хорошо, иначе вас снова запрут в комнате".

При этом, как замечает Гусев, в России нет официальных документов, закрепляющих приоритет поставок топлива на внутренний рынок. По этому поводу есть только неоднократные заявления президента России Владимира Путина. Соответственно, для любой коммерческой компании единственный приоритет, который прописан в уставе и в федеральном законе об акционерных обществах, - это получение прибыли. И в этом случае само существование такой меры, как запрет на экспорт, выглядит достаточно странно.

Кроме того, периодически вводимые в ручном режиме, то есть без закрепленной системы, ограничения на поставки за границу подрывают в глазах иностранных покупателей нашего топлива репутацию российских компаний как надежных поставщиков.

Что касается ожидаемого разрешения, Гусев считает, что с большой долей вероятности разрешение на экспорт будет дано не только на декабрь - январь, но окажется продлено до конца марта, до начала роста спроса на бензин на внутреннем рынке.

По его мнению, снятие запрета никак не отразится на оптовых или розничных ценах на топливо в России.

По его словам, у нас розница почти не зависит от опта, а рост цен на заправках ограничен инфляцией. На оптовые же цены влияет все, что угодно (проблемы с логистикой, задержки транспорта, погода, новости), только не какие-то фундаментальные факторы. Спрос же и предложение на бирже пока слабо отражают соотношение реального спроса и предложения на внутреннем рынке, уточняет эксперт.