Исследователи нашли добровольцев, которые согласились сначала быть покусанными "специально подготовленными" комарами, а затем подвергнуться заражению возбудителем малярии. И оказалось, что такие "прививки" защищают от малярии на 90% - эффективность чуть ли не вдвое выше, чем у традиционных вакцин.
Это кажется крутой идеей: вместо того, чтобы рассматривать комаров как врагов, ученые придумали превратить их в средство для проведения массовых прививок. Как же это выглядит?
Виновник малярии - одноклеточный паразит Plasmodium falciparum, который обитает в слюнных железах комаров Anopheles. Как только голодная самка комара присасывается к жертве, плазмодии вместе с ее слюной попадают в кровоток - до 200 особей сразу. А когда они вместе с кровью добираются до печени, история приобретает опасный оборот. Паразиты бурно размножаются, за считаные дни их количество увеличивается в 100 тыс. раз, и цикл повторяется снова и снова. Потом они проникают в эритроциты и убивают их, и у человека проявляются изнуряющая лихорадка, чередующаяся с ознобом, нарушение свертываемости крови, истощение.
И вот ученые из Лондонской школы гигиены и тропической медицины решили сделать из "боевых комаров", распространяющих инфекцию, маленьких защитников. Для этого плазмодии генетически модифицировали, лишив их возможности размножаться. Ученые вывели две линии паразитов - GA1 и GA2. Варианту GA2 ученые "разрешили" прожить в организме человека шесть дней и не оставить потомства, а GA1 - только сутки. За это время паразиты успели выделить антигены, которые подобно обычной вакцине вызывают реакцию иммунной системы человека. И в дальнейшем, когда в его организм попадает неизмененный, "натуральный" паразит, иммунитет быстро с ним справляется, и человек не заболевает.
Для участия в эксперименте нашлись 43 добровольца, которые согласились испытать такую "вакцинацию" на себе. Участников поделили на группы. Кого-то кусали комары, зараженные плазмодиями GA1, других - GA2, а позже их подвергли нападению "натурально" инфицированных насекомых. В группе GA1 результат был похуже, видимо, одного дня жизни плазмодий оказалось недостаточно для выработки надежного иммунитета. Зато из числа покусанных комарами с паразитами линии GA2 заражения избежали 89%. И это отличный результат, говорят ученые в своей статье в The New England Journal of Medicine. Теперь команда рассчитывает провести более масштабное исследование.
Конечно, новость вызывает вопросы. Насколько оправданы подобные эксперименты? С одной стороны, если научиться заражать комаров "нужными" плазмодиями в промышленных масштабах, можно быстро провести массовую вакцинацию в нужном месте и в нужное время, но с другой - как держать этот процесс под контролем? И самый больной вопрос: где та грань, когда использование комаров с благой целью может обернуться средством массового заражения чем-нибудь смертельно опасным? Эти вопросы я задала российским медикам.
Александр Лукашев, директор Института медицинской паразитологии, тропических и трансмиссивных заболеваний Сеченовского университета, профессор РАН:
- Идея интересная - вырастить естественным путем возбудителя малярии практически невозможно, а в организме комара это происходит само по себе. Эксперимент, в том числе и на добровольцах, тоже вполне оправдан. При наличии под рукой противомалярийных препаратов заражение малярией умеренно опасно. Главное, что с помощью такой "прививки" блокируется возможность перехода жизненного цикла паразита на более опасный этап - размножение в эритроцитах.
В теории живые вакцины, где есть ослабленный возбудитель, более эффективны, чем инактивированные или генно-инженерные. Но на практике довести новый класс вакцин до практического применения - дело не быстрое. Быстро провести вакцинацию тоже не получится: произвести достаточно комаров даже для небольшой страны - сложно и дорого. А вот "кусать" в контролируемых условиях вполне возможно. При этом если человека укусят несколько комаров, ничего страшного не произойдет. Также не опасно, если одновременно укусит комар с диким плазмодием - тогда просто разовьется обычная малярия, как если бы вакцины не было.
Вакцины от малярии - это проблема. Лучшую на сегодня вакцину разрабатывали 30 лет всем миром, и ее эффективность - 50%. Главная проблема высокотехнологичных вакцин - антиген, который позволяет "научить" организм узнавать возбудителя, доставляется только один, в отрыве от обычного цикла размножения возбудителя. Поэтому иммунный ответ на такую вакцину слабый и быстро угасает. Комары позволяют доставить живого плазмодия и имитировать начальный этап инфекции, в теории это даст более эффективный иммунный ответ.
Что касается рисков использования насекомых в качестве живого оружия - такие идеи уже были. Например, об использовании блох, зараженных чумой, рассуждали более ста лет назад. Практического развития эти разработки не имели - сложно, малоэффективно, болезнь не распространяется за пределы очага, результат непредсказуемый, а имиджевые потери огромны. Поймать за руку во времена развитой геномики тоже несложно.
Алексей Ртищев, доцент кафедры инфекционных болезней у детей Института материнства и детства Пироговского университета:
- Малярия по-прежнему остается опасным заболеванием. Потому разработка эффективных методов контроля над этой инфекцией - одна из приоритетных задач глобального здравоохранения. Особенности заболевания и формирования иммунитета к возбудителю пока не позволяют создать высокоэффективные вакцины классическим способом. Именно поэтому внимание ученых нацелено на разработку альтернативных подходов.
Эксперимент, о котором мы говорим, - лишь одна из таких попыток. Он продемонстрировал хороший результат, но на очень небольшой группе добровольцев. Это повод для дальнейших исследований. Думаю, ожидать в ближайшей перспективе практического внедрения такой "комариной" вакцины не стоит.
Иван Коновалов, доцент кафедры инфекционных болезней у детей Института материнства и детства Пироговского университета:
- Сегодня есть две схожие по свойствам официально зарегистрированные вакцины против малярии, их применяют у детей первых лет жизни. При этом продолжаются поиски более надежных способов предотвращения этой болезни. Новое исследование показало эффективность и безопасность нового способа доставки обезвреженных, но живых малярийных плазмодиев, не способных реализовывать полный цикл развития в организме человека, а значит, не вызывающих у него заболевания и при этом стимулирующих формирование стойкого иммунитета. Подобная платформа для донесения действующего ослабленного микроорганизма представляется перспективной и удобной. Но, как и с другими кандидатами в вакцины, требуется дальнейшее изучение безопасности и эффективности препарата на больших группах.