Фигурантом этого уголовного дела стал некий Сеид-Амед. Этот гражданин был признан виновным по уголовному делу о покушении на сбыт наркотиков в крупном размере, а не в том, что он его перевозил или хранил в автомобиле.
Но полицией, следствием, судом первой инстанции установлено, что пакет с "дурью" этот человек хранил под пассажирским сиденьем. Именно по этой причине суд первой инстанции принял решение конфисковать машину как орудие совершения преступления.
В стране немало уголовных дел, по которым машину могут признать орудием совершения преступления: ограбление, разбойное нападение, сознательный наезд на человека... А вот по делам о хранении наркотиков до сих пор такие решения не принимали.
Дело в том, что этому человеку предъявили обвинение не в хранении и не в перевозке наркотиков. А только в их распространении. Но суд первой инстанции установил, что наркотики и хранились, и перевозились именно в этом автомобиле. А поэтому его надо конфисковать в пользу государства как орудие преступления.
Апелляция с таким выводом согласилась. А вот кассация вернула автомобиль осужденному, поскольку наркодилер был признан виновным в покушении на незаконный сбыт наркотиков, а не в их перевозке в этой машине. Значит, автомобиль забрали необоснованно.
Верховный суд с таким решением не согласился. Он сказал, что осужденный купил, расфасовал наркотики и, управляя этой машиной, повез их для продажи. Да и отрава хранилась в машине. Верховный суд напомнил про постановление Пленума ВС о судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотиками. Там сказано, что если человек незаконно приобретает, хранит, перевозит, изготавливает, перерабатывает эту отраву и тем самым совершает действия, направленные на последующую продажу, то он несет уголовную ответственность за покушение на незаконный сбыт этих средств. И по мнению ВС, хранение наркотиков в автомобиле с целью сбыта составляет объективную сторону покушения на незаконную торговлю ими.
Как пояснил "РГ" адвокат Лев Воропаев, машина использовалась однозначно для торговли наркотиками. Хранил ли в ней ее владелец наркотики, перевозил их, торговал из нее - во всех случаях авто является орудием преступления.
Определение СК по уголовным делам Верховного суда РФ N 127-УДП24-19-К4