- Ошибки в науке неизбежны, человек - не компьютер, а существо с не вполне четким стилем мышления и не всегда четкими действиями, - заметил профессор РАН, доктор физико-математических наук Артем Оганов. - Но вы знаете, как открыли йод? Начало XIX века, семейство Куртуа, аптекари и производители селитры. Идет процесс добавления серной кислоты и вдруг на стол прыгает кошка. Неловкое движение руки, выливается большая доза серной кислоты. Фиолетовый дым. И вот мы имеем новый элемент - йод. Если бы не кошка и не неловкость аптекаря…
Тефлон тоже открыли "по ошибке": химики работали над получением фреона для холодильников. В одном сосуде упало давление, но масса вещества не поменялась. На свой страх и риск ученые вскрыли сосуд. А там - странное вещество: скользкое и твердое. Так вместо технологии получении фреона появилась технология получения тефлона.
- Нечеткость человеческого мышления, размытость понятий и интуитивность дает человеческому мышлению свойство квантовых частиц, которые одновременно везде, - считает Оганов. - Нобелевский лауреат по химии Роалд Хоффман как-то сказал, что химику логика не нужна. Я возмутился: "Как так?!" И получил ответ: "Логика сковывает творчество". Творчество - это что-то, что часто идет вразрез с нормами. В науке так же. В ученом должна быть толерантность к ошибке. Страх ошибиться не должен сковывать ученого. Главное, чтобы ошибки это были в процессе, а не в уже опубликованных трудах.