Пермские роботы-геминоиды превратились в мощный туристический бренд

Пермские роботы - это мощный туристический бренд. Каждому, кто оказался в этом прекрасном городе, рекомендуется едва ли не первым делом отправиться на фабрику андроидов - это вы прочитаете в любом путеводителе. К рекомендации присоединяюсь - и не потому, что большой фанат инженерных достижений. А потому что роботы - это неожиданный эмоциональный взрыв.
Алексей Южаков (справа) подарил роботу Robо-C свою внешность.
Алексей Южаков (справа) подарил роботу Robо-C свою внешность. / Владимир Гердо/ТАСС

Новые эмоции для подуставшего от рутины человека бесценны. При том что для их получения вовсе не надо лезть на скалу или нырять в Марианскую впадину. Никакого риска, а мороз по коже.

А что же такое происходит с туристами на предприятии "Промобот"? Сначала-то, как говорится, ничего не предвещало. На входе экскурсантам показали милейшего, уже многими узнаваемого (продано более 1 тыс. сервисных роботов) белопластикового красавчика с лицом-экраном, на котором не гаснет улыбка. По команде чуть менее улыбчивого гида (человека) модель жестикулировала, танцевала, сама себе (и в себе) включая музыку, а также отвечала на вопросы. Но уже где-то на подходе к так называемой "силиконовой долине" началось: мы увидели сцену, которую хоть сейчас можно было вставлять в блокбастер.

Девушка за компьютером вслух читала текст на английском языке. Рядом с ней "сидел" робот уже из другой серии - Robo-C-2, это так называемый робот-геминоид, внешность которого максимально приближена к человеческой. И ему было, кажется, нехорошо. "Человеческая" голова на блестящей металлической шее то и дело тряслась, руки дергались. Зачарованные туристы уставились на происходящее: "Смотри-смотри, жестикулировать учит его!"

Тайны процесса обучения геминоида нам не раскрыли, но успехов этот робот, похоже, не делал. А рядом нас ждал уже целый склад этих самых антропоморфных роботов. Или, скорее, их частей тела. Тут стало совсем нехорошо уже мне - особенно когда я, безотчетно поймав чей-то взгляд (ну, знаете, так бывает), обнаружила, что этот взгляд принадлежит роботу Алексу. Вернее, голове робота Алекса, установленной на столе. Почему-то захотелось перекреститься.

Алекс, кстати, от имени прототипа, который подарил Robo-C собственную внешность. Это Алексей Южаков, председатель Совета директоров компании. Роботам с его лицом вставляют глаза разного цвета, наращивают волосы разных цветов и фактур. В блондинистом исполнении Алекс на своего прототипа-брюнета уже почти и не похож. Растущим с каждым модельным вариантом человекоподобием производители гордятся. Гид подробно рассказывал, как важно имитировать недостатки кожи, в том числе расширенные поры и сосуды (кожа, кстати, отечественного производства), как трудно чуть ли не по одному волоску сооружать роботам прически, чтобы волосы выглядели естественно... Я слушала, трогала кожу и боролась с желанием бежать. Мне было страшно.

Я трогала кожу робота и боролась с желанием сбежать

Кстати, в отдельной витрине склада хранятся головы Эйнштейна (куда без него) и Дуняши. Дуняша, кстати, не очень-то естественная, тут тебе никаких пор и прыщей, но это не из-за несовершенной технологии. Просто прототип слишком красивый - робот получил внешность Дианы Габдуллиной, миссис Пермь-2014. Дуняша продает мороженое в открытом пару лет назад в Перми кафе, которое принадлежит супругу Дианы Рашиду Габдуллину. Захотел человек - и сделал себе механическую копию жены. Кстати, каждый может поступить так же и сделать робота-двойника, хоть собственного, хоть второй половины (если она не возражает). Для этого ваш череп оцифруют и потом воссоздадут в металле и коже. Двойника научат поддерживать беседу и демонстрировать эмоции! Обещают 600 вариантов эмоций. Не каждый человек на такое способен. Стоят эти эмоциональные "Вертеры" до 3 млн рублей. Кстати, пока у них нет ног! Но над этим в компании работают. Эти роботы далеко пойдут, не сомневайтесь.

Пермские геминоиды уже служат не только в кафе, но и в МФЦ нескольких городов, и в других организациях. Создатели говорят, что роботам, похожим на человека, люди очень даже доверяют. Однако принявшись анализировать собственный страх, испытанный на экскурсии, я обнаружила, что это не мое личное помешательство. Оказывается, еще в 1970-х японский ученый Масахиро Мори описал такое явление, как эффект "зловещей долины". Это, если очень просто, боязнь роботов, похожих на человека. Чем больше роботы похожи на людей, тем ближе мы подходим к грани, за которой начинается "зловещая долина" - отторжение и неприязнь.

В природе явления мне помогла разобраться кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики НГТУ НЭТИ Валерия Капустина. По ее словам, у этого страха три уровня. Первый - это боязнь новых технологий, так называемая технофобия, подпитываемая кинематографом и СМИ. Роботы захватят мир и так далее. Результат: мне страшно. Второй уровень - ощущение неправды. Префронтальная часть коры головного мозга "опознает" очень похожего на человека робота именно как человека. И одновременно фиксирует: что-то не так. Это человек, но одновременно и не человек. Результат: мне страшно (от себя добавлю, что вот с этим объяснением я согласна).

Есть гипотеза, что когда-нибудь очень реалистичный робот обманет наш мозг и станет первым роботом, перешедшим зловещую долину.

Ну и третий уровень связан с присущим каждому страхом смерти. Живое и одновременно неживое, я вижу живой труп. Результат: мне страшно. Кстати, как говорит Валерия Капустина, известно, что меньшее отторжение у людей вызывают протезы конечностей, которые не выглядят как настоящие.

А насчет доверия антропоморфным роботам - тут тоже есть разные точки зрения. Например, в Японии в домах престарелых используют роботов, которые выглядят как дети - у них пожилые постояльцы с доверием принимают лекарства, тогда как живых медсестер игнорируют, подозревая во всех грехах.

А зачем вообще делать пугающих меня (и не только) геминоидов? Дорого и в создании, и в обслуживании - раз. Не очень эффективно - два.

Действительно, как предположил кандидат технических наук, доцент НГТУ НЭТИ, руководитель Студенческого КБ экстремальной робототехники Алексей Цыгулин, холодильники на колесиках продали бы гораздо больше мороженого, чем одна красивая Дуняша. Если анализировать именно продажи. Но!

-Предлагая таких роботов, компания продает эмоции, вау-эффект, - говорит он. - И судя по вашей реакции, он действительно есть.

То есть очень похожие на людей роботы - это, скорее, пиар, привлечение внимания.

- Роботы часто бывают антропоморфными, потому что мир вокруг сделан под людей, - продолжает Алексей. - То есть если роботу нужно дать шуруповерт, ему сделают "руку", но, конечно, она не будет похожа на человеческую. Цель создания роботов - не заменить людей, а расширить их возможности. Робот оперирует с высочайшей, недоступной человеку точностью, робот исследует космическое пространство, работает на атомных станциях, выдерживая те нагрузки, которые не может выдержать человек. Беспилотник не страдает от монотонной работы - летает и осуществляет съемку. Самое большое распространение получили промышленные роботы, которые максимально полезны.