- Если предлагаешь мигрантам меньше 70 тысяч рублей в месяц, то они просто отказываются работать. И это мы говорим о зарплате, которую получают на руки. Плюс в первые полгода после приезда в регион они несут большие расходы, связанные с обучением, проживанием и многим другим. Все это компенсирует предприятие. Потом еще с каждого патента платим около семи тысяч рублей налогов, - рассказал председатель совета директоров компании "За Родину" Сергей Лютаревич.
Эксперт добавил, что без мигрантов экономике Калининградской области придется тяжко, поскольку собственных рабочих рук, готовых трудиться, например, в сфере рыбопереработки, не хватает. Другое дело, что не стоит увлекаться выдачей гражданства таким работникам и перевозом их семей. Приехал, отработал по патенту и вернулся на родину. Этого будет достаточно.
- Мы понимаем, что зачастую это неквалифицированная работа на стройке. Столь жесткие требования законодателя вызывают вопросы. Я просто хочу привезти работников, чтобы они выполнили свои обязанности и уехали обратно. Можно привлекать мигрантов по принципу трудовой вахты. Такая схема уже давно существует в ОАЭ, - поддержала своего коллегу руководитель строительной компании "СТСБ-Сервис" Елена Левицкая.
Впрочем, предприниматели несколько хитрят. Аналитики рынка убеждены, что готовых работать на стройках калининградцев хватает. Главный вопрос - в заработной плате. Даже с учетом всех издержек предпринимателю зачастую проще и выгоднее привезти бригаду мигрантов, чем официально устроить на работу жителей региона. По последним подсчетам, около 50 процентов рынка труда по-прежнему находится в серой зоне, и это только официальные данные правительства региона.
- При оценке современного рынка труда можно говорить о том, что мы не нуждаемся в таком количестве мигрантов, - просто нет такой физической нехватки людей. Другое дело, что предприниматели не всегда привлекают заинтересованных соискателей. Ни для кого не секрет, что на том же портале hh.ru показывают среднюю зарплату по региону в 58 тысяч рублей, а на портале "Работа в России", куда руководители компаний должны по закону подавать сведения о тех же самых вакансиях, - на 20 тысяч рублей меньше, - отметила министр социальной политики Калининградской области Анжелика Майстер.
Показательным является пример властей Севастополя, которые решили дополнительно стимулировать работодателей нанимать россиян. С 2025 года стоимость патента для мигрантов там поднимут сразу на 50 процентов, а работать они смогут только в строительстве и сельском хозяйстве. Теперь каждый месяц с одного такого разрешения иностранцы будут платить 10,6 тысячи рублей, а не 7,1 тысячи рублей, как годом ранее.
В свою очередь глава Севастополя Михаил Развожаев считает, что без привлечения мигрантов в некоторых сферах, например в строительстве, обойтись будет сложно.
Впрочем, полностью отказываться от патентов не хотят. Сейчас в городе одновременно возводят несколько крупных объектов по госпрограмме социально-экономического развития Крыма, а найти достаточное количество россиян, готовых работать на стройке, невозможно. Что касается сельского хозяйства, то трудовые мигранты там привлекаются в основном на время сезонных уборочных работ.
Власти Севастополя уже подсчитали, что смогут привлечь в бюджет с подорожавших патентов 255 миллионов рублей в следующем году.
По данным городской прокуратуры, в первом полугодии 2024 года иностранцам выдали почти две тысячи разрешительных документов, включая 137 видов на жительство, 18 разрешений на работу и 1700 патентов. В Севастополь приезжают в основном граждане Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Белоруссии, Армении, Украины и Азербайджана.
Дефицит кадров сегодня во многом обусловлен не сложностями с мигрантами, а зачастую нежеланием регионального бизнеса идти навстречу россиянам. Многие готовы работать на той же стройке за 60-70 тысяч рублей, но официально - со всеми страховыми выплатами и налогами.
Михаил Бурда, миграционный эксперт, доцент РАНХиГС:
- Основной проблемой российского рынка труда иностранной рабочей силы является дисбаланс, где, с одной стороны, запрос и потребность на специалистов рабочих профессий, а с другой стороны - миллионы неквалифицированных мигрантов, не отвечающих "техническим" требованиям работодателя, да еще и норовящих сбежать со стройки или ЖКХ в курьеры. Необходимо переходить к системе организованной, адресной и возвратной рабочей силы наподобие той, что уже много лет в сопоставимых объемах действует в странах Персидского залива.
Оргнабор будет способствовать привлечению мигрантов только в те сферы, где они реально нужны, не позволит им бегать от одного работодателя к другому. Так как в рамках оргнабора миграция возвратная, мигранты не смогут получать ВНЖ и гражданство, привозить с собой семьи и детей. Параллельно мы таким образом решим еще целый спектр вопросов, о которых наконец-то стали говорить в настоящее время. Имею в виду проблему формирования анклавов и прочих негативных аспектов внешней миграции.
Подготовил Андрей Полынский