Нагрузки от этого процесса, по словам исследователей, могут в разы превышать другие воздействия окружающей среды. Конечно, можно построить условное здание в Арктике сразу с большим запасом прочности, однако его стоимость при таком подходе вырастет в разы. Учитывая и без того огромные бюджеты, которые вкладывают в освоение региона, возникла необходимость в более точных оценках рисков.
Это важно для, например, нефтяных стационарных платформ. Строительство таких объектов регулируют многочисленные нормативные акты, среди которых – отдельный свод правил «Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения». Документ регулярно обновляют и дополняют по мере появления новых данных. Петербургские ученые предложили свои корректировки.
«Морской лед опасен тем, что он может разрушаться как хрупко, так и пластично. Этот коварный анизотропный материал может принимать различные формы. Достаточно вспомнить трагедию «Титаника» - пожалуй, самый известный случай трагического взаимодействия со льдом. Помимо столкновения, может происходить нагромождение осколков, обмерзание или вмерзание отдельных сооружений», - отметил заведующий лабораторией фундаментальных основ ледотехнических исследований Дмитрий Шарапов.
На практике исследование позволило создать новый метод расчета ледовых нагрузок, который пригодится при строительстве конструкций свайного основания. Полученные данные заложили в цифровую модель. Рекомендации будут полезны инженерам, работающим на стройках в арктическом регионе.