"Батискаф" для нефтепроводчиков

Тюменский завод выпустил герметизирующую камеру для работы под водой
Выезды на Тюменский ремонтно-механический завод компании "Транснефть - Сибирь" для журналистов всегда событие. Потому что обязательно сопряжены с производственной премьерой.
С каждым сезоном завод только повышает планку: в 2023-м тут выпустили 27 тысяч единиц продукции почти на 4 миллиарда рублей,  нынче выпустят 29 тысяч на 4,6 миллиарда.
С каждым сезоном завод только повышает планку: в 2023-м тут выпустили 27 тысяч единиц продукции почти на 4 миллиарда рублей, нынче выпустят 29 тысяч на 4,6 миллиарда. / Олег Беляев

За последнее время здесь освоили более 40 новых наименований номенклатуры плюсом к уже существующей "коллекции" в 2,5 тысячи. Директор предприятия Александр Кунгуров поясняет, что среди свежего - торцевые уплотнения к насосам, роторы для повышения КПД участков магистральных нефтепроводов, оборудование для очистных сооружений.

Но самое, пожалуй, невероятное - что тут выпустили: это герметизирующая камера шахтного типа (ГК-15) для акционерного общества "Транснефть - Подводсервис". По-простому - батискаф. Он нужен, чтобы устранять дефекты на подводных переходах магистральных нефтепроводов. Желтую "капсулу" длиной 9 метров и диаметром 3 метра как бы "надевают" на трубу на дне водоема, откачивают из нее воду, включают системы жизнеобеспечения - приточно-вытяжную вентиляцию с подогревом воздуха, контроль уровня загазованности, освещение, видеонаблюдение, видеофиксацию, двустороннюю связь, аварийную эвакуацию, контроль крена, якорение и так далее. Внутрь по пятнадцатиметровой шахте спускаются специалисты (одновременно там могут размещаться четыре человека) и ремонтируют проблемный участок.

- Мы получили задание спроектировать подобный объект с учетом пожеланий водолазов, которые обслуживают нефтепроводы на дне водоемов, учесть недостатки прошлых конструкций. В июле на реке Туре успешно провели эксплуатационные испытания и получили максимально положительные отзывы. Подводники отметили эргономику, удобство, безопасность. Такая камера пока одна, она будет работать по всей России, но в перспективе обязательно сделаем еще - потребность на такое оборудование имеется, - рассказал Александр Кунгуров.

Вообще уходящий год для ТРМЗ - "пионерский" по опытно-конструкторским разработкам: завод выпустил два новых типа самоустанавливающихся, гидродинамических подшипников для электродвигателей и магистрального насоса, двойные торцевые уплотнения с системой затвора. Все новинки прошли горнило предварительных и приемочных испытаний, в том числе в составе насосных агрегатов на спецстенде, и на ура подтвердили заявленные характеристики.

Впереди, кстати, еще три новых проекта, уже по направлению экологической безопасности: станция биологической очистки хозбытовых сточных вод производительностью 15 кубометров в сутки с использованием мембранного биореактора и плавающей загрузки, мобильная установка для очистки сточных вод после проведения гидроиспытаний магистральных нефтепроводов и передвижная установка для промывки турбопоршневых поверочных установок. Для несведущего человека - это как все учебники по физике и химии и прочим естественным наукам разом, но для специалистов - песня, ведь каждая рожденная в недрах завода деталь помогает отрасли становиться эффективнее, мобильнее, безопаснее.

Как рачительные хозяева сотрудники завода планируют работу на пять лет вперед. В будущем году продолжат расширять станочный парк, начнут производство составных частей комплекса по очистке газовоздушной смеси, выделяемой при наполнении танкеров в морских портах. Также в 2025-м на предприятие доставят 3D-принтер, который печатает литейные формы, чтобы выпускать корпусные детали для тяговых двигателей скоростного поезда и грузового электровоза. Прекрасные старты!