Такая оценка может показаться слишком лестной, пока не познакомишься с предприятием лично. С первых шагов по территории ГОКа начинаешь понимать, с какой тщательностью здесь продумана каждая мелочь.
Начать хотя бы с графика движения служебных автобусов на остановках, которые мы изучаем на пути к проходной. Предприятие ежедневно доставляет персонал из Челябинска, Коркино, Розы, Еманжелинска и других окрестных населенных пунктов. Причем движение организовано с точностью до минуты - рабочие и инженерно-технический персонал не должны терять время на дорогу.
Второе открытие - чистый без какого-либо налета снег, которого просто не может быть на предприятии, добывающем руду открытым способом. Извлекаемая здесь медная руда имеет все оттенки серого. Однако даже на краю карьера, с которого многотонные БелАЗы кажутся размером с божью коровку, все белым-бело. По всей видимости, все, что поднимается в воздух при добыче, оседает там же - на дне карьера.
- На всех основных участках производства установлено аспирационное оборудование, которое позволяет собирать пыль, - поясняет начальник отдела охраны окружающей среды Валерия Филиппова.
Оказывается, пыли на промплощадке взяться особенно и неоткуда, потому что вся добытая руда передвигается по конвейерной ленте глубоко под землей. Выглядит это так: вереница груженных рудой машин ссыпает каменное сырье в жерло гигантской дробилки, работающей по принципу миксера или кофемолки, после чего раздробленный на мелкие фракции камень подается конвейером на мельницы обогатительной фабрики - огромные крутящиеся барабаны, в которых руда перемалывается металлическими шарами. Измельчение проходит в три стадии: фрагменты руды под воздействием металлических шаров постепенно превращаются в порошок.
Интересно, что, несмотря на характерный для дробления породы гул, вокруг мельниц практически нет людей. Процессы полностью автоматизированы, а персонал в цехах появляется только для обслуживания оборудования или поддержания чистоты с помощью специальных поломоечных машин. Как поясняет начальник главного корпуса обогатительной фабрики Виталий Басенко, чистота нужна для бесперебойной работы автоматики. Поэтому ей уделяется особое внимание.
Далее измельченная руда поступает в цех флотации, где порошок в громадных открытых чанах перемешивается с водой и вспенивателем - специальной присадкой, отделяющей медь от пустой породы. Частицы меди приклеиваются к пузырькам воздуха и поднимаются на поверхность емкости, где при бурлении переливаются через край. По специальным трубопроводам медный концентрат направляется на осушение, а пустая порода постепенно оседает вниз. Насколько это экологически чистый процесс, гостям ГОКа предлагают убедиться, прогулявшись по металлическим мосткам, проложенным над бурлящими емкостями. Ни неприятных химических запахов, ни клубов пара или дыма корреспондент "РГ" там не заметил.
Кстати, цех флотации тоже полностью автоматизирован. Им управляют из центра управления обогатительной фабрикой, куда в режиме онлайн стекается вся информация с установленных в цехах датчиков. И, как ни сюрреалистично это выглядит, всем процессом управляют два оператора, считывающие показания с нескольких установленных перед ними экранов. Оказывается, белыми могут быть не только машиностроение и металлургия. Понятно, чему так удивлялся Герман Греф.
Еще одна гордость предприятия - полностью замкнутая система водооборота. Во-первых, для щадящего процесса обогащения руды воды требуется много. Во-вторых, она нужна для важной экологической миссии предприятия: по соглашению с правительством региона ГОК проводит рекультивацию Коркинского угольного разреза - самой глубокой рукотворной впадины в Евразии и второй по глубине в мире. Наследие советской угледобычи давно превратилось в головную боль из-за угрозы оползней бортов и ежегодных техногенных пожаров. Поэтому еще на стадии проектирования на предприятии решили производить из пустой породы специальный закладочный материал, с помощью которого ликвидируют накопленный экологический ущерб. Проект этот уникален - материал транспортируют к Коркинскому разрезу по трубопроводу длиной 13,7 километра.
По двум его веткам суспензия, по густоте напоминающая сметану, круглосуточно подается в разрез, заполнив его, если на глазок, уже больше чем на треть. Насосы качают зимой и летом.
Дальше происходит тот же процесс, что и во время флотации: закладочный материал оседает на дно карьера, а вода поднимается наверх и отстаивается, а затем забирается предприятием обратно в пруд-накопитель для вторичного использования на производстве.
Именно этот круговорот воды позволил ГОКу без ущерба для окружающей среды наращивать производственные мощности. При увеличении объемов переработки с 28 до 45 миллионов тонн сырья в год потребление воды из внешних источников осталось на прежнем уровне. Сегодня даже согласованный объем в размере 24,6 миллиона кубометров в год используется предприятием не полностью. 20 миллионов кубометров отстоявшейся, близкой по качеству к питьевой воды ежегодно возвращается на производство с поверхности Коркинского разреза.
Томинское месторождение считается сегодня одним из крупнейших в мире. Его суммарные запасы оцениваются в 1,16 миллиарда тонн руды, или 4,04 миллиона тонн металла. Открыли эти залежи еще в 1957 году, но разрабатывать тогда отказались из-за слишком низкого по советским канонам содержания металла 0,4 - 0,15 процента.
Современные технологии позволяют извлекать медь из еще более бедных по содержанию руд и получать на выходе 25-процентный медный концентрат. А потому построенное с нуля в чистом поле предприятие обосновалось здесь всерьез и надолго, по расчетам специалистов, не менее чем на 30-40 лет.
Именно этим обстоятельством и можно было бы объяснить ту основательность, с которой на предприятии подошли к решению всех организационных вопросов. Однако сопровождающие нас заверяют: "Это обычная практика компании на всех предприятиях".
- При наборе персонала всегда отдается предпочтение жителям близлежащих населенных пунктов, - поясняет заместитель начальника отдела управления персоналом Ольга Лапунова. - Естественно, приоритетными становятся не только организация комфортных условий труда и отдыха сотрудников, но и помощь их территориям. Заключены договоры социального партнерства, в рамках которых комбинат участвует в ремонте и содержании социальных объектов, поддерживает спорт и культуру, помогает развивать инженерную инфраструктуру, оказывает поддержку социально незащищенным категориям граждан.
За время работы предприятия в Томинском сельском поселении появились храм с воскресной школой и детской игровой площадкой, футбольное поле с искусственным покрытием, теннисный корт и современная хоккейная коробка, проведен капитальный ремонт в спортивной и художественной школах. Ежегодно выделяются средства на приобретение спортивной формы и инвентаря. Началось строительство общественных пространств, появился первый учебный класс под открытым небом и библиотечный дворик.
- У нас много проектов, наработок идей, и мы их сначала обсуждаем с жителями, с советом депутатов, - подтвердила глава поселения Татьяна Голубицкая. - А благодаря существующему договору с Томинским ГОК уверены, что любое из предложений будет реализовано.
Своим сотрудникам предприятие предлагает расширенный социальный пакет, возможность санаторно-курортного лечения, посещения спортивных учреждений, проводит праздники для взрослых и детей и предоставляет бесплатные путевки в оздоровительные лагеря. Предусмотрены дополнительные выплаты к знаковым датам и событиям.