Виктор Петрович, один из самых "географических" писателей XX века. Его творчество автобиографично, поэтому места, связанные с его жизнью и путешествиями, обязательно становились художественным пространством его произведений. Сквозь призму его произведений создается полноценная и многогранная картина жизни XX века: от мира традиционной деревни 1920-х годов до советских строек 1930-х, до жизни 1970-х и 1980-1990-х годов.
В произведениях Астафьева совмещаются общероссийское и "сибирское" измерения истории; создается полноценная и многогранная картина жизни XX века: от мира традиционной деревни 1920-х годов до советских строек 1930-х, до жизни 1970-х и 1980-1990-х годов. Интересно, что география становится важнейшей смысловой гранью произведений писателя, посвященных Великой Отечественной войне ("Пастух и пастушка", "Прокляты и убиты" и др.). Их герои обязательно характеризуются и своим географическим происхождением, определяющим их культурно и психологически: от Енисейска (столицы сибирской интеллигенции) до поселка Шурышкары на Ямале, на Нижней Оби, от Тобольска до старообрядческих поселений на Алтае.
Астафьев создал свою собственную художественную версию мира природы: астафьевская Сибирь в глазах читателей стала одним из самых привлекательных образов природы России. Астафьевское восхищение красотой сибирской природы сочетается с глубокой обеспокоенностью писателя ее экологическим состоянием.
Особую роль в "географизме" творчества Астафьева сыграл уникальный литературный жанр, созданный писателем - "затеси", что-то вроде "фрагмента", "лирической миниатюры", "микро-новеллы". В них личные впечатления от путешествий, охоты, рыбалки и писательских командировок превращаются в художественную "мозаику" российского пространства.
"Побывать" в астафьевских местах можно, перейдя на специальный сайт. "Астафьевская Россия" - это современный инструмент для исследования того, как географическое пространство преображается в художественный текст. Проект реализуется при поддержке Фонда "История Отечества".