Дебют Хабенского. Какой получилась "Чайка", вернувшаяся на сцену МХТ

В МХТ им. Чехова представили "Чайку"
На московской сцене начался сезон "Чаек" - знаковую чеховскую пьесу театры, словно сговорившись, выпускают один за другим. Предпремьерные показы отшумели на днях в Театре на Бронной в постановке Константина Богомолова, над новой версией своего знаменитого спектакля работает в Театре им. Моссовета Андрей Кончаловский...
Декорации спектакля напоминают лодочную станцию. Деревянный помост, камыши... И чайка, конечно.
Декорации спектакля напоминают лодочную станцию. Деревянный помост, камыши... И чайка, конечно. / Александра Торгушникова / МХТ им. Чехова

На минувших выходных "Чайку" представили в МХТ. Здесь, однажды перевернув историю русского театра, она с тех пор звучит по-особому. А вернул ее на эти подмостки Константин Хабенский, не побоявшись выбрать самый неразгаданный и самый театральный сюжет Антона Павловича для своего режиссерского дебюта.

"Чайка" должна была снова "прилететь" в Художественный театр, но кто ее поставит? Режиссеры, которым Константин Хабенский предлагал подумать над пьесой, почему-то идеей не вдохновлялись. Тогда худрук решил взять все в свои руки. Сравнениями ни с великими предшественниками (а в МХТ "Чайку" ставили Виктор Станицын, Борис Ливанов, Олег Ефремов), ни с современниками "дебютанта" не напугать.

- Я человек в творчестве наглый, и, наверное, мелочиться было бы неправильно. Режиссера, который бы захотел поставить "Чайку", я не нашел, а объяснять кому-то, как я это вижу, - глупо, поэтому пошел этой дорогой сам, - рассказывает Хабенский. - Мы попытались отойти от шаблонной напевности Чехова, поискать в диалогах героев главные слова и важные паузы. А еще немного сместили адресность. В нашем спектакле адресат не всегда тот, с кем разговаривают, но и тот, кто этот разговор просто слышит.

Чудеса начинаются сразу: занавес открывается под песню группы "АукцЫон". "Далеко, далеко да далеко, одиноко ли ей, одиноко" - и эти строки вдруг про "Чайку" и ее героев тоже. По сцене тем временем бегают четверо ребятишек: два мальчика и две девочки в белых костюмчиках и платьицах. Им весело, они играют - и пока еще не знают, что те самые, одинокие и безответные, это в будущем они сами. Костя, Нина, Маша и Семен - ровесники, по сути, родные друг другу люди. У них одно на всех детство, они вместе взрослели. Тема беззаботного мальства, его блаженного незнания в трактовке Константина Хабенского проходит через всю "Чайку" и углубляет героев и их отношения.

Треплева и Тригорина режиссер тоже делает ровесниками, и сразу и без того "заточенный" у Чехова конфликт становится еще острее. На фоне "талантливого беллетриста", с которым сошлась мать и которым восхищается Нина, Треплев и так чувствовал себя недооцененным и ненужным, представьте, каково его самолюбию теперь? Может, поэтому у Ильи Козырева Константин выходит чрезмерно невротичным - на лбу у него пластырь, доказывая Нине свою любовь, он с размаху бьется головой о шкаф, в порыве истерики после провала пьесы - пытается уплыть на лодке, но не справившись с веслами, с грохотом швыряет их...

- Мой герой решил преподнести своей маме, известной актрисе, урок. Но талантлив ли он на самом деле или бездарен? Это ведь очень важный момент. В нем бунтует гений или обычный эгоизм? Мы специально не даем однозначного ответа, пусть каждый зритель найдет свой, - говорит артист.

В роли Аркадиной - Кристина Бабушкина. "Я не Юпитер, я женщина" - говорит героиня, и эта мысль - показать не эфемерную творческую личность, а обыкновенную женщину со своей болью - была для актрисы главной. Вообще, уверяет Константин Хабенский, женщины и есть главные персонажи "Чайки": "В центре - их любовь, самоотверженность, тепло, внимание по отношению к мужчинам. Причем это внимание может либо поднять мужчин до звезд, либо вогнать в землю и превратить в погасшие угольки от старого костра".

Декорации спектакля напоминают лодочную станцию - деревянный помост, камыши, даже вода, по которой шлепают герои. Время от времени над действием с криками взлетают тени чаек. Чуть впереди - такая же деревянная сцена и лавочка перед ней. Здесь Нина Заречная (Софья Шидловская) и будет читать свой знаменитый монолог. В спектакле она договаривает каждую фразу до последней капельки дыхания в груди и сдавленного голоса, а новую начинает с шумного вдоха - так, что зрители этой мистерии вздрагивают.

Чудеса начинаются сразу: занавес открывается под песню "Далеко" группы "АукцЫон"

У Игоря Верника эта встреча с "Чайкой" уже вторая - в спектакле Оскараса Коршуноваса он играл Тригорина, теперь - ему досталась роль Дорна. Доктора тоже решили прочитать не в классическом варианте: циничный и уставший от жизни у Чехова, здесь он, наоборот, горяч и полон любви к жизни.

- У Чехова все одиноки и все хотят спрятаться в другого человека. Дорн все видит и ничего не говорит, он понимает, что учить кого бы то ни было - бессмысленно, - рассказал о своей роли Игорь Верник. - Я помню, как репетировали "Чайку" с Олегом Ефремовым - он молчал, курил, и все артисты ждали - что он сейчас скажет? И в этой тишине было слышно, как рождается его мысль. Константин Хабенский на первую же репетицию пришел с множеством идей, и мы с радостью погрузились в работу.

- Время идет, ритмы меняются, - объясняет Константин Хабенский. - Но мы замахнулись и на большие мхатовские паузы, мы и сегодня не боимся их держать.

Словом, "Чайка" на афише МХТ - снова событие и притяжение для зрителя. Искать в ней отголоски любимых и знакомых спектаклей прежних лет можно, но стоит ли? Одно можно сказать точно: режиссер-дебютант рискнул и не проиграл, новая "Чайка" случилась. Костя Треплев работу Кости Хабенского, без сомнения бы, оценил.

Кстати

Ближайшие показы "Чайки" в МХТ - 9 и 24 декабря. Билеты - от 1200 до 20 000 рублей.