Так вот, в понедельник 2 декабря с 10 утра по новой спецпрограмме, призванной расправиться со спекулянтами, руководство Большого театра начинает предварительную продажу билетов на главный новогодний спектакль страны совсем по-новому. В кассах никаких билетов - все только на сайте bolshoi.ru. Не больше 4 штук через один личный кабинет - и пройти на спектакль по паспорту (или другому достойному документу, на который выписан билет).
Напомним: часть билетов выделена социальным учреждениям, полторы тысячи - участникам спецоперации и членам их семей.
А вот 12 процентов от общего числа билетов каждый (!) может выкупить через обычный аукцион. Все предвкушают эту битву истинных ценителей балета, которым нипочем начальная цена торгов в 100 тысяч рублей.
Тем более что сайт Большого обещает неудачникам сюрприз: впервые в истории накануне Нового года пройдет прямая трансляция "Щелкунчика".
А кто-то уже готов лететь за тысячи километров от Москвы - тот же балет, но цены чуть приятнее. Впрочем, свободных мест уже практически не найти. Даже в Донецке, в Донбасс Опере - все-таки зона СВО - билеты (здесь дешевле всего, от 300 до 800 руб.) раскуплены на все новогодние дни.
При этом - хоть театры всей страны аукционов по "Щелкунчику" не объявляли - цены на эти зимние спектакли поднялись запредельно: выше обычных раз в пять-шесть. Вот ведь что делает с нами страсть к высокому искусству, подтверждают отовсюду собкоры "РГ".
- Публика уже привыкла к тому, что поход в театр в новогодние праздники нужно планировать заранее, - говорит заместитель гендиректора по связям с общественностью Новосибирского театра оперы и балета (НОВАТ) Александр Савин.
В афише Новосибирского театра оперы и балета с 17 декабря по 8 января стоят 26 спектаклей "Щелкунчик". В продаже было почти 38 тысяч билетов. Театру пришлось ставить дополнительные спектакли, чтобы все желающие смогли побывать на главной новогодней постановке.
Цена билетов на 8 января начинается от 3,5 тысячи рублей и доходит до 8,5 тысячи. Разбег цен в декабре существеннее - от 3 тысяч до 12,5 тысяч. А места в ложе - 20 тысяч. 30 и 31 декабря цена билетов начинается от 5 тысяч и доходит до 35 тысяч (в ложи, где предлагается дополнительный сервис).
В предновогодние дни на балет в Новосибирск все чаще приезжают гости из соседних городов. Бывает, даже москвичи прилетают целыми компаниями: в Новосибирске "Щелкунчик" идет, как и в Большом, в постановке Юрия Григоровича. "Нам дешевле слетать на спектакль в Новосибирск, чем пытаться купить билеты в Большой театр", - поделилась мама троих детей москвичка Наталья Зимина.
Хотя... в Новосибирске многие не понимают: почему ажиотаж именно вокруг "Щелкунчика", почему непременно в канун Нового года. Конечно, есть привычки и традиции - но можно шире посмотреть на афишу: здесь немало других роскошных спектаклей, и балетных, и оперных - "Золушка", "Спящая красавица", "Жизель", "Корсар". Вот-вот в декабре состоится премьера оперы-сказки "Двенадцать месяцев". Стоимость билетов и на них выше обычной. Но главное - есть выбор. К примеру, на декабрьскую "Золушку" билеты от 2,5 тысячи, а в феврале - от 500 рублей.
В одной Мариинке в декабре "Щелкунчик" 30 с лишним раз победит Мышиного короля. В афише три версии балета: классическая, в хореографии Василия Вайнонена; в постановке художника Михаила Шемякина (хореограф Кирилл Симонов) и в версии Театра балета им. Леонида Якобсона. Билеты на предновогодние спектакли пока есть. Самый дешевый билет на сайте по состоянию на воскресенье - 4800 рублей. К концу месяца нижняя планка цен вырастает до 10 тысяч. Максимальная цена - 30 тысяч.
Такой же разброс цен на спектакли в конце декабря в Михайловском театре - от 6 тысяч до 30 тысяч за билет. Естественно, никакая "Пушкинская карта" не светит: номинал ее 5 тысяч. За 6 тысяч достанется билет не ближе 2-го ряда 3-го яруса. Партер - 20 тысяч.
Как пояснили в комитете по культуре Петербурга, по законодательству театры сами устанавливают цены на билеты в зависимости от спроса. Следуют общемировому тренду.
Конечно, старшее поколение с ностальгией вспоминает времена, когда билеты в ту же Мариинку (тогда еще Кировский театр) были доступны всем, даже с переплатой перекупщикам или покупкой "в нагрузку" билетов в непопулярные театры. Но... есть, говорят, в Москве счастливчики, считающие, что и с учетом транспортных расходов (билетов туда-обратно на Сапсане) посещение "Щелкунчика" в Мариинском или Михайловском обойдется дешевле, чем поход в Большой театр. Вы таких не встречали?
Уже практически нет билетов на балет "Щелкунчик" и в Перми. В Пермском театре оперы и балета цены на декабрьские спектакли начинаются от 8 тысяч рублей, а самые дорогие - в партере - обойдутся в 20 тысяч.
- Спрос на пермского "Щелкунчика" объясняется тем, что этот спектакль идет в уникальной постановке Алексея Мирошниченко, - уверена Юлия Баталина, редактор отдела культуры ИД "Компаньон". - Пермский "Щелкунчик" - балет исключительной красоты, в нем показана история взросления девочки в России времен Чайковского. Кроме того, "Щелкунчика" у нас показывают лишь в новогодние дни. Это подогревает зрительский интерес, и потому билеты, хоть и стоят дорого, разлетаются моментально.
К слову, в Перми еще одна версия "Щелкунчика" поставлена детской балетной школой "Фуэте". На сцене - более сотни артистов, самому младшему чуть больше трех лет. Билеты раскупаются даже быстрее, чем на "взрослую" постановку. Показательно, что в обычные дни билеты на спектакли в пермском оперном гораздо дешевле. На балет "Ярославна" - от 3 000 до 7 000. На детские спектакли - от 200 до 3 500 рублей.
Та же картина. Билеты на предновогодние показы "Щелкунчика" в екатеринбургском "Урал Опера Балет" раскуплены больше месяца назад. Но посмотреть чудесную сказку можно и в дни новогодних каникул. На 3 января есть билеты на вечерний спектакль: ближе к оркестру - 15 тысяч.
Зато 19 января можно насладиться балетом из ложи бельэтажа за вполне приемлемые 2,5 тысячи рублей.
Выбрать вместо "Щелкунчика" другой спектакль с новогодней тематикой в декабре в Екатеринбурге тоже не получится. Раскуплены билеты и на балет "Снежная королева", и на оперу "Морозко", и на Рождественский концерт. Цена билетов на январь на эти постановки - от 650 рублей до 10 тысяч. Правда, их уже почти нет.
Очень уж хочется новогоднего настроения. Зрители ворчат, но при этом платят. Ну а раз так - почему бы цены не поднять?
Подготовили Татьяна Тюменева, Константин Бахарев, Наталья Решетникова, Марина Порошина, Елена Мационг
В Италии принято ходить в оперный театр в период зимних праздников, который стартует уже в начале декабря. Для местных жителей - это не просто развлечение, а важная культурная традиция, которая объединяет семьи и друзей. Другое дело, что организовать сейчас семейно-дружеский поход не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Наиболее известная традиция - это презентация сезона в Ла Скала, которая всегда приходится на 7 декабря, в день покровителя Милана святого Амвросия. В этом году публике, в рядах которой ожидаются президент и премьер Италии, покажут "Силу судьбы" Джузеппе Верди. Оперу, открывшую сезон 59 лет назад и отсутствовавшую в миланском театре 25 лет, впервые поставит музыкальный руководитель Риккардо Шайи, а российская оперная дива Анна Нетребко исполнит партию Донны Леоноры.
В период рождественских праздников в Ла Скала, как и в других знаменитых итальянских оперных театрах, спектаклей нет. Местным жителям в этот период не до оперы и балета, они заняты походами по родным и друзьям. Знаменитая итальянская пословица гласит: "Рождество с твоими, а Новый год с кем хочешь". И, видимо, по этому принципу работают и оперные театры. Так, 31 декабря в этом году в Ла Скала представят балет "Щелкунчик" в исторической постановке Рудольфа Нуриева. Билеты на премьеру и новогодний спектакль давно раскуплены. Цены, как правило, на эти постановки варьируются от 35 до 130 евро (от 4 до 16 тысяч в пересчете на рубли).
Купить билет на оперу в Италии в праздничный период - настоящее искусство, требующее опыта, быстроты и удачи. Но не секрет, что билеты в легендарный Ла Скала, в особенности на премьерный показ и новогодний спектакль, нередко становятся объектами спекуляции.
Чаще всего перекупщики действуют следующим образом: покупка билетов через неофициальные сайты; продажа по цене в 2-3 раза выше номинала; использование онлайн-платформ и теневых посредников; быстрый выкуп билетов при официальной продаже с целью перепродажи.
Но итальянцы редко придают деятельность спекулянтов огласке. Поэтому этот бизнес процветал, процветает и, судя по всему, будет процветать.
Попасть на знаковый спектакль в Париже - будь-то балетный или оперный - в предрождественские дни декабря дело довольно проблематичное, если не позаботиться об этом заблаговременно. Львиная доля билетов продается на сайте главных столичных музыкальных площадок, а это Парижская национальная опера с ее двумя театрами (историческая Опера Гарнье и Опера Бастилии). Так вот в первом, где объявлен спектакль шведского хореографа-авангардиста Александра Экмана Play (современный балет на тему фантазий взрослых, ностальгически мечтающих попасть в мир детских игр), все билеты распроданы вплоть до 4 января будущего года. Хотя цены там кусались, начинались от 160 евро и доходили до 285 евро (примерно от 19 до 34 тысяч рублей).
Конечно, можно испробовать давний способ - приобрести билет с рук втридорога. Заметим, что число спекулянтов здесь сильно поубавилось после того, как лет десять назад за нелегальную перепродажу ввели серьезные штрафы от 15 до 30 тысяч евро.
Чуть получше ситуация в Опере на площади Бастилия, где пойдет балет "Пахита" Жозефа Мазилье в постановке известного французского хореографа Пьера Лакотта. Это классический спектакль о временах оккупации Испании наполеоновскими войсками, одна из версий которого в 1882 году была инсценирована великим Мариусом Петипа. Так вот там ценник от 140 до 224 евро. Билеты раскуплены на все даты до 28 декабря. Но вот на 29-е и 30-е осталось несколько мест.
Традиционный для этого времени года балет "Щелкунчик" в Париже идет лишь в одном месте - на сцене Theatre Libre ("Свободный театр"). Удивила афиша спектакля: на ней был изображен парень, крутящийся на голове. Испанка Бланка Ли перелопатила этот шедевр в странное "шоу", где ребята и девчата отплясывают под ритмы в стиле хип-хоп, то и дело исполняя фигуры брейк-данса. Ну а где же здесь Петр Ильич? Мелодии Чайковского порционно вставлены в ткань этого зрелища, от которого, если судить по реакции некоторых зрителей, становится не по себе. С билетами в "Свободный театр" проблем нет: есть на все декабрьские даты, стоимость от 12 евро до 105.
В Новый год в Лондонской Королевской опере, которую часто называют театром Ковент-Гарден, сцену отдали во власть балета. Ставить будут "Золушку" Сергея Прокофьева в постановке режиссера Мартина Георгиева. Прима-балерина россиянка Наталья Осипова, солистка Большого театра в 2004-2011 годах. В творческую команду, создавшую волшебный мир "Золушки", вошли художник-декоратор Том Пай, обладатель престижной премии Лоренса Оливье за лучшую сценографию, художник по костюмам Александра Бирн, получившая "Оскар" за работу над костюмами в фильме "Елизавета: Золотой век", иллюзионист Крис Фишер, работавший на постановке пьесы "Гарри Поттер и Проклятое дитя". Кстати, все без исключения театральные критики британских СМИ единогласно оценили постановку на пять звезд.
Но увидеть единственное дневное представление "Золушки" 31 декабря будет непросто. На сайте театра все билеты распроданы, и уже давно. Впрочем, администрация предлагает не отчаиваться и каждый день отслеживать поступление в продажу "отказных" билетов. Зато на 1 января билеты доступны, хотя их и осталось пока не больше двадцати. Цены: 154 фунта (около 20 тысяч рублей) на балконе, 170 фунтов (22,5 тысячи рублей) в партере и 616 фунтов (82 тысячи рублей) в ложе. Билеты на новогоднее представление можно поискать не в кассах театра, а у онлайн-сервисов. И тут может улыбнуться удача. У компании StubHub в наличии оказалось 12 билетов. Вот только цены кусаются. За место в амфитеатре предлагают отдать 312 фунтов (41,5 тысячи рублей). А вот место в 9-м ряду партера будет стоить 1034 фунта (137,5 тысячи рублей).
Вечер перед Рождеством (с 24 на 25 декабря) подавляющее большинство американцев традиционно проводят в кругу семьи. Даже в никогда не спящих мегаполисах к вечеру улицы в этот день совершенно пустынны. Театры конкурировать с традицией не пытаются, поэтому все представления в этот день ставятся на первую половину дня, чтобы заядлый театрал успевал и насладиться искусством, и посидеть за праздничным столом с близкими.
Например, нью-йоркская Метрополитен-опера в этом году предлагает встречать Рождество под "Волшебную флейту" Моцарта (это единственная постановка в репертуаре в праздничные дни). Время сеанса - полдень, но сам предпраздничный день (24 декабря), как правило, в Америке рабочий. Возможность успеть и на работу, и в театр, и за стол есть не у многих, поэтому трудностей с наличием билетов, как правило, не возникает. К началу декабря раскуплена примерно половина мест. Желающие еще могут найти билет хоть в 9-м ряду в самом партере, хоть на галерке. Цена - от 45 до 230 долларов (от 5 до 24 тысяч в пересчете на рубли).
А за "Щелкунчиком" ньюйоркцам в этот раз придется отправиться в другой город, например - в Бостон или Чикаго. Там расценки на эту традиционную рождественскую постановку примерно такие же. Само Рождество (25 декабря), как и вечер накануне, принято проводить в кругу семьи, поэтому постановок в этот день в американских театрах нет вовсе.
А вот Новый год - праздник более компанейский. Метрополитен-опера в новогодний вечер предлагает гостям "Аиду" Верди. И хотя ценник уже заметно выше (до 380 долларов, около 40 тысяч рублей), билетов к началу декабря осталось не так много, а в партере их уже не найти.
Подготовили Игорь Дунаевский, Нива Миракян (Рим), Вячеслав Прокофьев (Париж), Иван Сысоев
В соцсетях бурно обсуждают цены на "Щелкунчик". Ректор Академии русского балета имени Вагановой Николай Цискаридзе призвал ограничивать цены на билеты в гостеатры хотя бы в непраздничные дни. Зампред думского Комитета по культуре Елена Драпеко рассуждала: "Театры существуют в том числе за счет налогов; налоги платят все, а попадают избранные, которым это по карману?"
"РГ" расспросила тех, кому театр небезразличен: что они думают о дорогом "Щелкунчике".
Сергей Шуб, гендиректор театра-фестиваля "Балтийский дом":
- Цены и должны расти, но в разумных пределах. Театры только частично финансируются государством, им приходится зарабатывать самим. А цены растут буквально на все. И нужно увеличивать гонорары, которые мы платим приглашенным режиссерам, художникам. Все это так. Но не нужно скатываться до спекуляции. Нужно иметь совесть, как у русских купцов. Да, билеты и по крайне завышенным ценам тоже покупают. Но, извините, поход в Мариинский становится для 90 процентов населения Санкт-Петербурга недосягаемой мечтой. Мы в своем театре такого себе не позволяем. Цены на новогодние каникулы повышаем не более, чем на 20-25 процентов от обычной цены.
Дмитрий Солонников, директор Института современного государственного развития:
- Такой ценник означает: театры фактически поделены на элитарные и "для всех". Сейчас не советские времена, когда театры были для широких масс. К тому же дорожает все: и продукты, и коммунальные услуги. Да, это обидно, когда работающий человек зачастую не может себе позволить приобрести билеты на "Щелкунчика" - у многих зарплаты несопоставимы с театральным ценником. Но такова реальность: у кого с финансами не очень, для тех есть более дешевый театральный сегмент.
Ирина Брондз, худрук-директор петербургского театра "Карамболь":
- Мы социально ориентированный театр и дорожим своими зрителями. Любой ребенок имеет право приобщиться к искусству и расти на качественных театральных постановках. Для человека очень важны воспоминания детства, где есть место театральному чуду, сказке, музыке. Важно, чтобы спектакли, которые дети увидели, давали повод подумать о себе, родных и друзьях. Если мы говорим о ценах на билеты на детские спектакли, мне кажется, что они не должны быть лишь для элиты.