Загадка "Щелкунчика": "РГ" попробовала купить билет на спектакль в городах России и за границей. Вот что получилось

Эксперт Солонников о "Щелкунчике": Театры поделены на элитарные и "для всех"
В круговороте новостей под Новый год всегда важнейшим для нас становится балетный спектакль Большого театра, на который хочется попасть, да цены не пускают. Конечно, дело это связано не просто с вечными билетными спекулянтами, но в первую очередь с неистребимой тягой населения к высокому искусству.
В Большом - "Щелкунчик": партию Мари танцует Нина Капцова, в роли Принца - Артем Овчаренко.
В Большом - "Щелкунчик": партию Мари танцует Нина Капцова, в роли Принца - Артем Овчаренко. / Дамир Юсупов / Большой театр

Так вот, в понедельник 2 декабря с 10 утра по новой спецпрограмме, призванной расправиться со спекулянтами, руководство Большого театра начинает предварительную продажу билетов на главный новогодний спектакль страны совсем по-новому. В кассах никаких билетов - все только на сайте bolshoi.ru. Не больше 4 штук через один личный кабинет - и пройти на спектакль по паспорту (или другому достойному документу, на который выписан билет).

Напомним: часть билетов выделена социальным учреждениям, полторы тысячи - участникам спецоперации и членам их семей.

А вот 12 процентов от общего числа билетов каждый (!) может выкупить через обычный аукцион. Все предвкушают эту битву истинных ценителей балета, которым нипочем начальная цена торгов в 100 тысяч рублей.

Тем более что сайт Большого обещает неудачникам сюрприз: впервые в истории накануне Нового года пройдет прямая трансляция "Щелкунчика".

А кто-то уже готов лететь за тысячи километров от Москвы - тот же балет, но цены чуть приятнее. Впрочем, свободных мест уже практически не найти. Даже в Донецке, в Донбасс Опере - все-таки зона СВО - билеты (здесь дешевле всего, от 300 до 800 руб.) раскуплены на все новогодние дни.

100 тысяч рублей - начальная цена торгов билета на балет в Большой

При этом - хоть театры всей страны аукционов по "Щелкунчику" не объявляли - цены на эти зимние спектакли поднялись запредельно: выше обычных раз в пять-шесть. Вот ведь что делает с нами страсть к высокому искусству, подтверждают отовсюду собкоры "РГ".

Как у нас

Москвичи летят на балет в Сибирь

- Публика уже привыкла к тому, что поход в театр в новогодние праздники нужно планировать заранее, - говорит заместитель гендиректора по связям с общественностью Новосибирского театра оперы и балета (НОВАТ) Александр Савин.

В афише Новосибирского театра оперы и балета с 17 декабря по 8 января стоят 26 спектаклей "Щелкунчик". В продаже было почти 38 тысяч билетов. Театру пришлось ставить дополнительные спектакли, чтобы все желающие смогли побывать на главной новогодней постановке.

На сцене Новосибирского академического театра - балет "Щелкунчик" в постановке Юрия Григоровича. Фото: РИА Новости

Цена билетов на 8 января начинается от 3,5 тысячи рублей и доходит до 8,5 тысячи. Разбег цен в декабре существеннее - от 3 тысяч до 12,5 тысяч. А места в ложе - 20 тысяч. 30 и 31 декабря цена билетов начинается от 5 тысяч и доходит до 35 тысяч (в ложи, где предлагается дополнительный сервис).

В предновогодние дни на балет в Новосибирск все чаще приезжают гости из соседних городов. Бывает, даже москвичи прилетают целыми компаниями: в Новосибирске "Щелкунчик" идет, как и в Большом, в постановке Юрия Григоровича. "Нам дешевле слетать на спектакль в Новосибирск, чем пытаться купить билеты в Большой театр", - поделилась мама троих детей москвичка Наталья Зимина.

В предновогодние дни на балет в Новосибирск все чаще приезжают из соседних городов. Бывает, даже москвичи: "Щелкунчик" здесь идет, как и в Большом театре, в постановке Юрия Григоровича

Хотя... в Новосибирске многие не понимают: почему ажиотаж именно вокруг "Щелкунчика", почему непременно в канун Нового года. Конечно, есть привычки и традиции - но можно шире посмотреть на афишу: здесь немало других роскошных спектаклей, и балетных, и оперных - "Золушка", "Спящая красавица", "Жизель", "Корсар". Вот-вот в декабре состоится премьера оперы-сказки "Двенадцать месяцев". Стоимость билетов и на них выше обычной. Но главное - есть выбор. К примеру, на декабрьскую "Золушку" билеты от 2,5 тысячи, а в феврале - от 500 рублей.

Петербург: лучший билет за ваши 30 тысяч

В одной Мариинке в декабре "Щелкунчик" 30 с лишним раз победит Мышиного короля. В афише три версии балета: классическая, в хореографии Василия Вайнонена; в постановке художника Михаила Шемякина (хореограф Кирилл Симонов) и в версии Театра балета им. Леонида Якобсона. Билеты на предновогодние спектакли пока есть. Самый дешевый билет на сайте по состоянию на воскресенье - 4800 рублей. К концу месяца нижняя планка цен вырастает до 10 тысяч. Максимальная цена - 30 тысяч.

Такой же разброс цен на спектакли в конце декабря в Михайловском театре - от 6 тысяч до 30 тысяч за билет. Естественно, никакая "Пушкинская карта" не светит: номинал ее 5 тысяч. За 6 тысяч достанется билет не ближе 2-го ряда 3-го яруса. Партер - 20 тысяч.

Как пояснили в комитете по культуре Петербурга, по законодательству театры сами устанавливают цены на билеты в зависимости от спроса. Следуют общемировому тренду.

Конечно, старшее поколение с ностальгией вспоминает времена, когда билеты в ту же Мариинку (тогда еще Кировский театр) были доступны всем, даже с переплатой перекупщикам или покупкой "в нагрузку" билетов в непопулярные театры. Но... есть, говорят, в Москве счастливчики, считающие, что и с учетом транспортных расходов (билетов туда-обратно на Сапсане) посещение "Щелкунчика" в Мариинском или Михайловском обойдется дешевле, чем поход в Большой театр. Вы таких не встречали?

Пермь: "детский" спектакль популярнее "взрослого"

Уже практически нет билетов на балет "Щелкунчик" и в Перми. В Пермском театре оперы и балета цены на декабрьские спектакли начинаются от 8 тысяч рублей, а самые дорогие - в партере - обойдутся в 20 тысяч.

- Спрос на пермского "Щелкунчика" объясняется тем, что этот спектакль идет в уникальной постановке Алексея Мирошниченко, - уверена Юлия Баталина, редактор отдела культуры ИД "Компаньон". - Пермский "Щелкунчик" - балет исключительной красоты, в нем показана история взросления девочки в России времен Чайковского. Кроме того, "Щелкунчика" у нас показывают лишь в новогодние дни. Это подогревает зрительский интерес, и потому билеты, хоть и стоят дорого, разлетаются моментально.

К слову, в Перми еще одна версия "Щелкунчика" поставлена детской балетной школой "Фуэте". На сцене - более сотни артистов, самому младшему чуть больше трех лет. Билеты раскупаются даже быстрее, чем на "взрослую" постановку. Показательно, что в обычные дни билеты на спектакли в пермском оперном гораздо дешевле. На балет "Ярославна" - от 3 000 до 7 000. На детские спектакли - от 200 до 3 500 рублей.

Екатеринбург: есть билетик на 3 января!

Та же картина. Билеты на предновогодние показы "Щелкунчика" в екатеринбургском "Урал Опера Балет" раскуплены больше месяца назад. Но посмотреть чудесную сказку можно и в дни новогодних каникул. На 3 января есть билеты на вечерний спектакль: ближе к оркестру - 15 тысяч.

Зато 19 января можно насладиться балетом из ложи бельэтажа за вполне приемлемые 2,5 тысячи рублей.

Выбрать вместо "Щелкунчика" другой спектакль с новогодней тематикой в декабре в Екатеринбурге тоже не получится. Раскуплены билеты и на балет "Снежная королева", и на оперу "Морозко", и на Рождественский концерт. Цена билетов на январь на эти постановки - от 650 рублей до 10 тысяч. Правда, их уже почти нет.

Очень уж хочется новогоднего настроения. Зрители ворчат, но при этом платят. Ну а раз так - почему бы цены не поднять?

Подготовили Татьяна Тюменева, Константин Бахарев, Наталья Решетникова, Марина Порошина, Елена Мационг

Как у них

Италия: В Ла Скала - через спекулянтов

В Италии принято ходить в оперный театр в период зимних праздников, который стартует уже в начале декабря. Для местных жителей - это не просто развлечение, а важная культурная традиция, которая объединяет семьи и друзей. Другое дело, что организовать сейчас семейно-дружеский поход не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Наиболее известная традиция - это презентация сезона в Ла Скала, которая всегда приходится на 7 декабря, в день покровителя Милана святого Амвросия. В этом году публике, в рядах которой ожидаются президент и премьер Италии, покажут "Силу судьбы" Джузеппе Верди. Оперу, открывшую сезон 59 лет назад и отсутствовавшую в миланском театре 25 лет, впервые поставит музыкальный руководитель Риккардо Шайи, а российская оперная дива Анна Нетребко исполнит партию Донны Леоноры.

В период рождественских праздников в Ла Скала, как и в других знаменитых итальянских оперных театрах, спектаклей нет. Местным жителям в этот период не до оперы и балета, они заняты походами по родным и друзьям. Знаменитая итальянская пословица гласит: "Рождество с твоими, а Новый год с кем хочешь". И, видимо, по этому принципу работают и оперные театры. Так, 31 декабря в этом году в Ла Скала представят балет "Щелкунчик" в исторической постановке Рудольфа Нуриева. Билеты на премьеру и новогодний спектакль давно раскуплены. Цены, как правило, на эти постановки варьируются от 35 до 130 евро (от 4 до 16 тысяч в пересчете на рубли).

31 декабря в Ла Скала представят балет "Щелкунчик" в исторической постановке Рудольфа Нуриева. Билеты на новогодний спектакль давно раскуплены

Купить билет на оперу в Италии в праздничный период - настоящее искусство, требующее опыта, быстроты и удачи. Но не секрет, что билеты в легендарный Ла Скала, в особенности на премьерный показ и новогодний спектакль, нередко становятся объектами спекуляции.

Чаще всего перекупщики действуют следующим образом: покупка билетов через неофициальные сайты; продажа по цене в 2-3 раза выше номинала; использование онлайн-платформ и теневых посредников; быстрый выкуп билетов при официальной продаже с целью перепродажи.

Но итальянцы редко придают деятельность спекулянтов огласке. Поэтому этот бизнес процветал, процветает и, судя по всему, будет процветать.

Франция: Чайковский под хип-хоп

Попасть на знаковый спектакль в Париже - будь-то балетный или оперный - в предрождественские дни декабря дело довольно проблематичное, если не позаботиться об этом заблаговременно. Львиная доля билетов продается на сайте главных столичных музыкальных площадок, а это Парижская национальная опера с ее двумя театрами (историческая Опера Гарнье и Опера Бастилии). Так вот в первом, где объявлен спектакль шведского хореографа-авангардиста Александра Экмана Play (современный балет на тему фантазий взрослых, ностальгически мечтающих попасть в мир детских игр), все билеты распроданы вплоть до 4 января будущего года. Хотя цены там кусались, начинались от 160 евро и доходили до 285 евро (примерно от 19 до 34 тысяч рублей).

Конечно, можно испробовать давний способ - приобрести билет с рук втридорога. Заметим, что число спекулянтов здесь сильно поубавилось после того, как лет десять назад за нелегальную перепродажу ввели серьезные штрафы от 15 до 30 тысяч евро.

Чуть получше ситуация в Опере на площади Бастилия, где пойдет балет "Пахита" Жозефа Мазилье в постановке известного французского хореографа Пьера Лакотта. Это классический спектакль о временах оккупации Испании наполеоновскими войсками, одна из версий которого в 1882 году была инсценирована великим Мариусом Петипа. Так вот там ценник от 140 до 224 евро. Билеты раскуплены на все даты до 28 декабря. Но вот на 29-е и 30-е осталось несколько мест.

Традиционный для этого времени года балет "Щелкунчик" в Париже идет лишь в одном месте - на сцене Theatre Libre ("Свободный театр"). Удивила афиша спектакля: на ней был изображен парень, крутящийся на голове. Испанка Бланка Ли перелопатила этот шедевр в странное "шоу", где ребята и девчата отплясывают под ритмы в стиле хип-хоп, то и дело исполняя фигуры брейк-данса. Ну а где же здесь Петр Ильич? Мелодии Чайковского порционно вставлены в ткань этого зрелища, от которого, если судить по реакции некоторых зрителей, становится не по себе. С билетами в "Свободный театр" проблем нет: есть на все декабрьские даты, стоимость от 12 евро до 105.

Британия: "Золушка" только в Новом году

В Новый год в Лондонской Королевской опере, которую часто называют театром Ковент-Гарден, сцену отдали во власть балета. Ставить будут "Золушку" Сергея Прокофьева в постановке режиссера Мартина Георгиева. Прима-балерина россиянка Наталья Осипова, солистка Большого театра в 2004-2011 годах. В творческую команду, создавшую волшебный мир "Золушки", вошли художник-декоратор Том Пай, обладатель престижной премии Лоренса Оливье за лучшую сценографию, художник по костюмам Александра Бирн, получившая "Оскар" за работу над костюмами в фильме "Елизавета: Золотой век", иллюзионист Крис Фишер, работавший на постановке пьесы "Гарри Поттер и Проклятое дитя". Кстати, все без исключения театральные критики британских СМИ единогласно оценили постановку на пять звезд.

Таким страшноватым образом мышиного короля Английский национальный балет рекламировал свою постановку "Щелкунчика". Фото: English National Ballet

Но увидеть единственное дневное представление "Золушки" 31 декабря будет непросто. На сайте театра все билеты распроданы, и уже давно. Впрочем, администрация предлагает не отчаиваться и каждый день отслеживать поступление в продажу "отказных" билетов. Зато на 1 января билеты доступны, хотя их и осталось пока не больше двадцати. Цены: 154 фунта (около 20 тысяч рублей) на балконе, 170 фунтов (22,5 тысячи рублей) в партере и 616 фунтов (82 тысячи рублей) в ложе. Билеты на новогоднее представление можно поискать не в кассах театра, а у онлайн-сервисов. И тут может улыбнуться удача. У компании StubHub в наличии оказалось 12 билетов. Вот только цены кусаются. За место в амфитеатре предлагают отдать 312 фунтов (41,5 тысячи рублей). А вот место в 9-м ряду партера будет стоить 1034 фунта (137,5 тысячи рублей).

США: Рождество в девятом ряду

Вечер перед Рождеством (с 24 на 25 декабря) подавляющее большинство американцев традиционно проводят в кругу семьи. Даже в никогда не спящих мегаполисах к вечеру улицы в этот день совершенно пустынны. Театры конкурировать с традицией не пытаются, поэтому все представления в этот день ставятся на первую половину дня, чтобы заядлый театрал успевал и насладиться искусством, и посидеть за праздничным столом с близкими.

Например, нью-йоркская Метрополитен-опера в этом году предлагает встречать Рождество под "Волшебную флейту" Моцарта (это единственная постановка в репертуаре в праздничные дни). Время сеанса - полдень, но сам предпраздничный день (24 декабря), как правило, в Америке рабочий. Возможность успеть и на работу, и в театр, и за стол есть не у многих, поэтому трудностей с наличием билетов, как правило, не возникает. К началу декабря раскуплена примерно половина мест. Желающие еще могут найти билет хоть в 9-м ряду в самом партере, хоть на галерке. Цена - от 45 до 230 долларов (от 5 до 24 тысяч в пересчете на рубли).

А за "Щелкунчиком" ньюйоркцам в этот раз придется отправиться в другой город, например - в Бостон или Чикаго. Там расценки на эту традиционную рождественскую постановку примерно такие же. Само Рождество (25 декабря), как и вечер накануне, принято проводить в кругу семьи, поэтому постановок в этот день в американских театрах нет вовсе.

А вот Новый год - праздник более компанейский. Метрополитен-опера в новогодний вечер предлагает гостям "Аиду" Верди. И хотя ценник уже заметно выше (до 380 долларов, около 40 тысяч рублей), билетов к началу декабря осталось не так много, а в партере их уже не найти.

Подготовили Игорь Дунаевский, Нива Миракян (Рим), Вячеслав Прокофьев (Париж), Иван Сысоев

Как вам это?

Сколько стоит новогоднее настроение

В соцсетях бурно обсуждают цены на "Щелкунчик". Ректор Академии русского балета имени Вагановой Николай Цискаридзе призвал ограничивать цены на билеты в гостеатры хотя бы в непраздничные дни. Зампред думского Комитета по культуре Елена Драпеко рассуждала: "Театры существуют в том числе за счет налогов; налоги платят все, а попадают избранные, которым это по карману?"

"РГ" расспросила тех, кому театр небезразличен: что они думают о дорогом "Щелкунчике".

Сергей Шуб, гендиректор театра-фестиваля "Балтийский дом":

- Цены и должны расти, но в разумных пределах. Театры только частично финансируются государством, им приходится зарабатывать самим. А цены растут буквально на все. И нужно увеличивать гонорары, которые мы платим приглашенным режиссерам, художникам. Все это так. Но не нужно скатываться до спекуляции. Нужно иметь совесть, как у русских купцов. Да, билеты и по крайне завышенным ценам тоже покупают. Но, извините, поход в Мариинский становится для 90 процентов населения Санкт-Петербурга недосягаемой мечтой. Мы в своем театре такого себе не позволяем. Цены на новогодние каникулы повышаем не более, чем на 20-25 процентов от обычной цены.

Дмитрий Солонников, директор Института современного государственного развития:

- Такой ценник означает: театры фактически поделены на элитарные и "для всех". Сейчас не советские времена, когда театры были для широких масс. К тому же дорожает все: и продукты, и коммунальные услуги. Да, это обидно, когда работающий человек зачастую не может себе позволить приобрести билеты на "Щелкунчика" - у многих зарплаты несопоставимы с театральным ценником. Но такова реальность: у кого с финансами не очень, для тех есть более дешевый театральный сегмент.

Ирина Брондз, худрук-директор петербургского театра "Карамболь":

- Мы социально ориентированный театр и дорожим своими зрителями. Любой ребенок имеет право приобщиться к искусству и расти на качественных театральных постановках. Для человека очень важны воспоминания детства, где есть место театральному чуду, сказке, музыке. Важно, чтобы спектакли, которые дети увидели, давали повод подумать о себе, родных и друзьях. Если мы говорим о ценах на билеты на детские спектакли, мне кажется, что они не должны быть лишь для элиты.