Историю Нины Зарубиной мы рассказали в январе, когда пожилая москвичка вела борьбу за свою недвижимость уже несколько месяцев. Слушания откладывались, переносились, вторая сторона отказывалась расторгать договор, хоть он явно был заключен с нарушениями.
Осенью прошлого года, напомним, бабушка сама по совету знакомой позвонила в компанию, рекламировавшую услуги по досугу и помощи пенсионерам. Когда на другом конце провода поняли, что имеют дело с человеком, у которого нет родственников, быстро смекнули: их клиент. В тот же день к Нине Михайловне домой приехала сотрудница агентства, представилась Ольгой. И первое, что она сделала, - достала смартфон и стала снимать. Нет, ее интересовала вовсе не бабушка Нина, а ее двухкомнатная квартира. Потом события развивались молниеносно.
- Мне так запудрили мозг концертами, встречами, театрами и помощью по хозяйству, которые мне будут оказывать, что я реально заинтересовалась. Думала: как хорошо сейчас заботятся о стариках! А еще роль сыграло то, что во время прогулки мы встретили женщину, которая рассыпалась в словах благодарности фирме: мол, у нее рента, и она счастлива. Это была подсадная утка: нет таких жильцов в моем доме! Но тогда я этого не поняла и все приняла за чистую монету, - рассказывает Нина Зарубина. Да и значение слова "рента" ей никто не объяснил.
Уже через несколько дней за Ниной Михайловной прислали такси. Она думала, что едет просто пообщаться со своими благодетелями, а оказалась в кабинете у... нотариуса. За столом - совершенно незнакомые ей люди. Рядом - втершаяся в доверие та самая Ольга. Пенсионерке нотариус задал лишь несколько вопросов, а сам договор даже не зачитал. Хорошо, что велась съемка. Видео, кстати, фигурировало в суде. Благодаря ему другая сторона пыталась доказать, что пенсионерка добровольно подписала документы. Но вышло все наоборот. На нем видно, что Нина Михайловна видит людей впервые. С одной из женщин ей и предстоит заключить договор, но даже имя ее Зарубиной неизвестно. Когда нотариус просит ее показать человека, с которым заключается договор, на помощь растерянной Нине Михайловне приходит одна из сопровождающих и ее рукой указывает на кивающую головой незнакомку. Что касается условий, то ей их озвучивают: "Единовременная выплата 1,5 миллиона рублей и потом ежемесячно по 25 тысяч". И ни слова о том, что, по сути, она продает свое жилье и с этого момента уже его собственником не является. Нине Михайловне подсовывают на подпись одну за другой бумаги, которые она, не читая, подписывает. Верит!
А после возвращения домой начинают происходить странные события. Проводной телефон, являющийся ее основным средством связи с миром, не работает. Проверка сотрудников телефонной станции показала, что кто-то намеренно перерезал провода... Были и другие настораживавшие моменты. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы не знакомая Нины Михайловны Марина Пучкова.
Все это ей показалось странным, ведь у ее возрастной подруги не осталось ни одного документа после того самого дня. А когда они вместе поехали в МФЦ, оказалось, у квартиры Нины Зарубиной теперь новый собственник.
Фирма, обхаживавшая пенсионерку, тотчас умыла руки: они - посредники, а желание заключить ренту было якобы добровольным. Также кто-то обмолвился, что расторгнуть договор нельзя, а за посреднические услуги в сделке было получено полмиллиона. К слову, рыночная стоимость квартиры Зарубиной в десять раз выше той, что была перечислена ей на счет.
- Не нужны мне их деньги, пусть забирают. Квартиру верните, - плакала бабушка. Но ее просто выставили за дверь.
Из-за такого потрясения у Нины Михайловны пошатнулось и без того слабое здоровье. А из-за опасения за свою жизнь ей даже пришлось нанимать охрану.
К счастью, Нине Зарубиной встретился неравнодушный адвокат Оксана Филачева. Она составила исковое заявление в суд. Но новые владельцы не хотели добровольно расставаться с недвижимостью и делали все, чтобы затянуть процесс.
Благодаря грамотно построенной защите пенсионерки удалось доказать, что она реально не осознавала сути заключаемого договора. Для этого пришлось провести судебно-медицинскую экспертизу. Девять экспертов были единогласны: Зарубина не понимала того, что она подписывала.
Изучив все обстоятельства дела, а также результаты экспертизы, заслушав свидетельские показания, а также мнение самой пенсионерки, суд принял решение в пользу бабушки, признав договор пожизненной ренты недействительным. Нина Михайловна Зарубина обязана вернуть полученные деньги, но при этом квартира вновь переходит в ее собственность.
- Справедливость восторжествовала! Я так счастлива, - улыбается Нина Михайловна и празднует победу за чашкой чая вместе со своими друзьями.
Рады и адвокат, и приятели Зарубиной, которые ее поддерживали все это время. Но юрист Оксана Филачева не сомневается: роль сыграло и то, что дело пенсионерки получило общественный резонанс и в ситуацию вмешалась "РГ".
- Эта история должна стать предупреждением другим одиноким бабушкам и дедушкам, что нужно быть крайне осторожными с подобными предложениями. Ни в коем случае нельзя заключать сомнительных договоров с незнакомцами. А уж тем более касающихся недвижимости, - говорит Оксана Филачева.
Нина Михайловна в итоге без помощи не осталась.