Корпоративное обучение уходит в вузы

В постоянно меняющемся мире непрерывное обучение стало играть важнейшую роль в трудовых отношениях и превратилось в одно из конкурентных преимуществ для сотрудников. Такие качества, как способность к самообучению за короткий срок, адаптация к новым условиям и должностям и стрессоустойчивость стали высоко цениться работодателями во всем мире. Но удовлетворить весь этот спрос у многих компаний просто не получается. И происходит так не только в России, но и в большинстве стран мира.
Корпоративные университеты в России начали массово открываться начиная с 2010 года.
Корпоративные университеты в России начали массово открываться начиная с 2010 года. / РИА Новости

Ежегодный опрос ВЦИОМ о непрерывном обучении показал, что россияне все-таки не сильно спешат повышать свою квалификацию. Большинство оценивает ее как полностью соответствующую выполняемой работе. Примерно 53 процента граждан со средним специальным образованием и 69 процентов с высшим образованием считают достаточным для себя имеющийся уровень знаний, умений и навыков. И доля таких граждан растет.

Поэтому в попытках заполучить более открытого к новшествам и переменам работника ведущие корпорации мира увеличивают инвестиции в корпоративное обучение. Создаются специальные структуры внутри корпораций, отвечающие за обучение, подготовку кадров и мотивацию работников.

В Россию корпоративное обучение современного типа пришло с опозданием, в 1999 году, - спустя почти половину века после того, как первые подобные организации появились в других странах. Первопроходцем в это области стала компания "Вымпелком", создавшая школу лидерства для подготовки менеджеров по востребованным в компании направлениям развития бизнеса.

С тех пор на рынке корпоративного обучения изменилось многое, но так или иначе к созданию собственного корпоративного университета стремятся многие крупные предприятия страны. Это делается не только для обучения и подготовки кадров, но и для укрепления корпоративной культуры, управления талантами и развития лидерских качеств с целью поддержания корпоративной конкурентоспособности в постоянно меняющихся рынках.

Из-за массового увеличения числа интернет-пользователей в начале 2000-х годов расходы на корпоративное обучение резко начали расти во всем мире. Однако в России только с 2010 года стали массово появляться первые корпоративные университеты или академии. Среди учреждений, которые создали собственный университет, были банковские организации, промышленные предприятия, транспортные компании, торгово-розничные сети и так далее. В их число входят СберУниверситет, Альфа Академия, Корпоративная академия Росатома, Корпоративный учебный цент Лукойл.

По подсчетам Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, содержание подобной структуры при корпорации в 2023 году в среднем составило 492,6 миллиона рублей. Несмотря на все это, расходы, приходящиеся на одного работника, незначительны - меньше 20 тысяч рублей в год. Это почти в пять раз меньше, чем в американских или европейских корпорациях.

Интерес к таким университетам проявляют не только сотрудники компаний, но и обычные студенты

При всем этом выручка российских корпоративных университетов постепенно растет. В 2023 году выручка СберУниверситета достигла 5,2 миллиарда рублей, Академии Росатома - 1,7 миллиарда рублей, Корпоративного университета РЖД - 1,1 миллиарда рублей, "Газпром корпоративный институт" - 528 миллионов рублей, Корпоративного университета "Интер РАО" - 45 миллионов рублей. В плане обучения не все так просто. Поскольку корпоративные университеты развивались параллельно с популяризацией телекоммуникационных платформ, слушатели получают знания преимущественно дистанционно. В таком формате проходит 70 процентов образовательной деятельности. Например, в Корпоративном университете "Норильский никель" из 41 тысячи слушателей 29,6 тысячи прошли обучение дистанционно. Помимо этого, методы корпоративного обучения постепенно отходят от классического образца и становятся все более формальными и индифферентными. И все по причине того, что российские корпоративные университеты стараются развиваться в соответствии с изменениями в западных корпорациях, которые при согласовании внешних и внутренних процессов игнорируют нужды сотрудников, ориентируясь исключительно на запросы со стороны клиентов.

Но российское корпоративное образование находится на перепутье: либо пойти по образцу западных корпораций, либо идти своей дорогой. Сложившиеся тесные связи между корпорациями и высшими учебными заведениями могут создать интересный симбиоз, способный объединить образование, науку и производство. Тот путь, который выбирают российские корпорации, - гораздо интереснее. Значительная часть российских корпораций для подготовки и переподготовки работников очень активно сотрудничает с университетами, на базе которых создаются базовые кафедры. Среди таких университетов - МГУ им М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, РАНХиГС, Финансовый университет при правительстве РФ, РЭУ им Г.В. Плеханова и другие.

Также в самих университетах появляются центры корпоративного обучения, которые занимаются подготовкой и переподготовкой кадров для корпораций и для повышения их квалификации. Сотрудничество между учебными заведениями и корпорациями со временем будет только укрепляться из-за роста конкуренции между компаниями за высококвалифицированные кадры. Но это сотрудничество будет более оптимальным для России как в плане развития компетенций кадров, так и в плане оптимизации расходов на содержание собственных учебных структур.