"Уроки труда будут интересными и современными, - заявил в начале учебного года министр просвещения РФ Сергей Кравцов. - С 1-го по 4-й класс, а также в 8-9-х классах проходит один урок в неделю, в 5-7-х классах - два урока в неделю. Мы сохраняем все лучшие педагогические наработки и усиливаем практическую направленность. Программой предмета предусмотрены обязательные и вариативные модули, которые будут разрабатываться в зависимости от социально-экономических потребностей региона".
Это решение стало подарком для многих родителей, которые считали, что отмена этих уроков была вредной - дети лишились возможности получить первые представления о реальном труде, росли "барчуками" и "неумехами". Оставив в стороне соображения о том, что первые трудовые навыки ребенок должен все-таки получить еще до школы и зависит это только от родителей (а чаще - бабушек и дедушек), нельзя не согласиться с тем, что труд как категория образования из школы просто исчез. И вот теперь вернулся.
Бывшие школяры разных поколений вспоминают эти уроки как своего рода отдушину от математики и "руссиша", ведь на них не было ужасных контрольных и проверочных, за них практически не ставили двоек, а учителя были больше похожи на добрых тетушек и Петровичей со двора, чем на строгих предметников.
На уроках труда девочки учились кроить, шить, штопать носки и пришивать пуговицы, готовить салаты и печь блины, а потом их кулинарные шедевры дружно поедались всем классом, включая мальчишек. А сами мальчишки получали первые навыки работы с молотком, отверткой и пилой, а иной раз и яркие образцы ненормативной лексики, если лезли в токарный станок без разрешения. Впрочем, были времена, когда и девочек учили обращению с простыми инструментами, а школьные уроки электротехники лично автору этой заметки пригодились на всю жизнь - что починить перегоревшую вилку утюга, что правильно воспользоваться изолентой. Да и прочие навыки, усвоенные на уроках труда, пригодились в жизни.
Современная программа по труду (технологии) нарисована построже, состоит из нескольких модулей для каждого года обучения. Младшие школьники на уроках труда учатся работать с разными материалами (бумага, картон, пластичные и природные материалы, ткани, пластик, поролон, фольга). Для основной школы введены модули "Производство и технологии", "Компьютерная графика. Черчение", "Технологии обработки материалов и пищевых продуктов", "3D-моделирование, прототипирование, макетирование", "Робототехника". В сельской местности в программу могут быть включены модули "Растениеводство" и "Животноводство". Есть и модули предпрофильной подготовки, например, "Авиамоделирование", "Автоматизированные системы" или другие, необходимые для региона, в разработке которых могут принять участие его ведущие предприятия.
В каждый учебный модуль добавлена тема "Мир профессий", в котором детей будут знакомить с востребованными на рынке труда специальностями, что, по идее, должно помочь ребятам определиться с дальнейшим выбором жизненного пути. Кроме того, теперь по предмету будет проводиться Всероссийская олимпиада школьников - по профилям "Культура дома, дизайн и технология", "Техника, технология и техническое творчество", "Информационная безопасность" и "Робототехника".
Появился и новый учебник по труду, а также нужна еще рабочая тетрадь, которая предназначена для записи теории - определений, касающихся той или иной работы, предназначения инструментов, их составных частей и правил использования. Честно говоря, это все же лучше постигать не в теории, а на практике - понять, как работает пила, отвертка, паяльник или рубанок, должна не только голова, но и руки.
В начале года SuperJob провел опрос родителей учеников 5-9-х классов о том, чему, по их мнению, должны научиться школьники на уроках труда. Ответы показали, что основные пожелания - чтобы научили шить и готовить. Но чем старше дети, тем чаще их родители упоминали умение пользоваться ручным и электрическим инструментом. Матери и отцы старшеклассников чаще мечтают, чтобы их детей обучили навыкам, необходимым в быту, вождению и автоделу. Все это прекрасно, но для реализации их пожеланий нужно практически заново готовить преподавателей по всем этим направлениям. Предыдущие поколения "трудовиков", чьи образы вошли в фольклор и творчество юмористов, попросту ушли из школы. И пока среди студентов педвузов особого интереса к этим специализациям нет.
"Подготовка кадров по предмету "Технология", то есть обучение учителей труда, сегодня ведется ограниченно, в вузах это практически сошло на нет, - прокомментировал "РГ" доцент кафедры физического воспитания и безопасности жизнедеятельности МГПУ Олег Зверев. - Нужны программы переподготовки для людей, которые имеют специальное техническое или естественно-научное образование и хотят себя реализовать в педагогике. И здесь одного повышения квалификации мало, это не дает полноты картины для будущего педагога. Думаю, педвузы должны быть на фронтире такой работы, использовать свой опыт коммуникации с детьми и методики".
Удастся ли заполнить вакуум, образовавшийся в специальности "учитель труда и технологии", покажет время. А пока этот предмет ведут энтузиасты из числа других предметников. Ну или те, кого назначат.