Что мешает использовать воронежские фермерские продукты в ресторанном меню

Овощи и ягоды с грядки, мясо или яйца от местного фермера, ремесленный хлеб и сыр - спрос на еду с натуральным вкусом в больших городах растет не первый год. Воронеж не исключение. Кафе и рестораны присматриваются к локальным поставщикам, стремясь закрыть дефицит определенных продуктов и выделиться за счет интересных ингредиентов. Но стабильное и взаимовыгодное сотрудничество между небольшими сельскими производителями и заведениями общепита пока скорее редкость. Почему? Ответы искали участники рынка на IX Форуме предпринимателей.
Блюда из местных продуктов могут стать изюминкой самого изысканного меню.
Блюда из местных продуктов могут стать изюминкой самого изысканного меню. / Донат Сорокин/ТАСС

Продукт с сюрпризом

Опытом работы с фермерскими продуктами поделился ресторатор Олег Лосев, который управляет заведениями сети Just Family:

- Проблем тут несколько. Во-первых, нестабильное количество: сегодня товар есть - завтра все, что вырастили, отправили в Москву. Во-вторых, нестабильное качество: сегодня вкус и другие характеристики одни - через неделю другие. В-третьих, фермеры не умеют презентовать свой продукт, объяснять, как его готовить и есть. Допустим, мы брали на пробу сыр от воронежского производителя. Неделю варим, жарим, трем - все не то. И тут он говорит: да вы неправильно делаете! Так почему было с самого начала не приехать и не показать повару, как надо?!

Многие маленькие производители не оформляют документы на продукцию - экономят и деньги, и время на всей этой "бюрократии". В такой ситуации проигрывают законопослушные фермеры, которые отдают продукты на лабораторный анализ и получают сертификаты соответствия. Для неразборчивых потребителей - будь то обычные граждане или компании из сферы HoReCa - их товар ничем не отличается от того, что безо всякого контроля поступило, условно, с соседнего огорода.

- В массовом восприятии понятия "натуральное" или "фермерское" очень размыты. Но если продукция не прошла исследование, мы не знаем, что там внутри. Овощ мог вырасти на грядке, куда высыпали мешок аммиачной селитры, - подчеркнул глава КФХ Александр Сафронов с хутора Соколовского (Бобровский район). - Мы работаем по органическому стандарту, так орган сертификации - Роскачество - регулярно берет пробы для проверки на 144 элемента: с видеофиксацией, опечатанными контейнерами... Если будет малейшее несоответствие, мы просто потеряем органик-статус.

Большим спросом в сфере питания стало пользоваться все, что увязывается с идеей здорового образа жизни

Кафе и рестораны иногда работают с производителями без роду, без племени на доверии, по сути, ориентируясь на личные вкусовые ощущения собственников и поваров. Но постепенно от этой практики отходят, отметила сооснователь ряда воронежских заведений Марина Джакели, которая сегодня развивает свой проект в поселке Ямное. Сказывается, в частности, цифровизация: компании автоматизируют все процессы, вводят электронный документооборот, чтобы снизить риски человеческих ошибок при работе с бумагами. Конечно, предпочтение отдают фермерам, которые регистрируют свой товар как положено.

По словам Лосева, в небольших хозяйствах часто не придают значения разделке и упаковке продукта, не указывают основных характеристик и параметров хранения. Но для предприятий общепита эти мелочи уже чувствительны.

- Раньше действительно преобладало мнение, что для оптовых поставок не нужно вкладываться в разработку упаковки. Какая разница, ее же никто не увидит, снимут на кухне и выбросят. Но времена изменились - нужно думать и об удобной фасовке под разные масштабы производств, и о дизайне, и об информативности этикетки, - подтвердила представитель оптовой сети RussHoreca Ирина Кривопускова.

Цена доставки

Претензии рестораторов имеют под собой все основания, согласилась совладелец мастерской "Француженка" Анастасия Абдулкадырова. Она уже семь лет производит камамберы, бри и несколько других видов сыра для гурманов в селе Подколодновка Богучарского района. Спрос на такую продукцию в России после введения очередных санкций подскочил. Качественные сыры, в том числе премиальные, после ищут и заведения общепита, и специализированные магазины. Но с ресторанами Адбулкадырова почти не работает - за исключением двух в Воронеже.

- Мы выбрали узкую нишу и не собираемся предлагать линейку из 30-40 видов сыра. Сейчас я сама слежу за качеством, за отгрузкой - если ассортимент усложнится, будет тяжело все контролировать, - пояснила Анастасия. - Вопросы по документам у ресторанов к нам не возникают: есть и сертификаты, и регистрация в системе "Меркурий". Зато возникают другие - по цене. Но себестоимость фермерской продукции не может быть низкой. У меня четыре сотрудника, сложная логистика: до Воронежа 240 километров. Стандартная поставка в город - раз в неделю. Конечно, если есть договор с рестораном, я буду его выполнять, выкручиваться. Но когда звонят и требуют сыр срочно на завтра - это нереально. В отличие от магазинов ресторан не купит сразу 20-30 камамберов, заказы всегда мелкие.

Для подобных случаев могут пригодиться дистрибьюторы, которые работают одновременно со многими заведениями и многими фермерами. Тогда товар, собранный у разных производителей, будет храниться на складе ближе к точкам сбыта и отгружаться по мере необходимости, отметил директор компании - поставщика продуктов "Еда36" Виктор Мешалкин.

Работа через посредника неизбежно повлияет на стоимость продуктов, возразил Олег Лосев:

- У фермера попросят скидку, а ресторану продадут подороже. Вряд ли дистрибьютор сможет быстрее работать со скоропортящимися товарами.

Между тем к концу года в Воронежской области планируют запустить агроагрегатор, призванный как раз связать сельских производителей с заказчиками. Правда, пока речь идет о партнерстве с предприятиями торговли.

- Есть три региона, чей опыт развития агроагрегаторов нам рекомендовали использовать. В основном такие структуры нацелены на работу с крупными торговыми сетями. Но для ресторанов (для поставки продукции длительного хранения) они тоже могут оказаться полезны. Вопрос в том, какую цену за свои услуги агрегатор сможет предложить, - сообщил начальник отдела регионального минсельхоза Алексей Сыроватский.

Свежо и полезно

В ходе дискуссии представители HoReCa не раз делали акцент на том, что всерьез заинтересованы в увеличении поставок от местных аграриев. Из-за ряда внешних и внутренних факторов на рынке сложился "дикий дефицит" продуктов высокого качества, заявил Олег Лосев:

- Их оттягивают на себя гастрономические столицы, и многое до Воронежа просто не доезжает. Если наши фермеры будут стабильно предлагать хорошие и разнообразные продукты, то отбою не будет, особенно при условии быстрой доставки. Мы закупаем в Воронежской области мясо, осетрину и сома, австралийских раков. Местные овощи, фрукты и ягоды используем при сезонном обновлении меню - скажем, весной предлагаем гостям воронежскую спаржу. Часто прибегаем к заморозке: в этом году целую камеру забили обработанным болгарским перцем в вакууме, заготовили ягоды для мороженого и напитков - это другая экономика и другой вкус. Сыроварня у нас своя, но в Воронежской области и других регионах много таких маленьких производств с отличной продукцией. Люди любят сыр, он всегда находит применение в ресторанах - и как самостоятельное блюдо, и как добавка.

Чтобы планировать работу с учетом сезонности, Лосев предложил фермерам заранее заключать договор о выращивании определенного объема продукции под заказ конкретного заведения (или группы заведений). Эта практика есть у ресторанных компаний по всей стране. Подобные соглашения могут особенно пригодиться тем, чье производство не зависит от погодных условий. Вблизи Воронежа за последние годы открылось несколько хозяйств, ориентированных на гурманов: выращивают ценные породы рыб, улиток, голубых раков.

- В регионе несколько мини-ферм с раками, но они не товарные, для владельцев это скорее хобби. Мы сами пока еще не прошли весь цикл производства - он длится чуть больше года, - но ведем переговоры как раз с местными ресторанами, - рассказал основатель хозяйства "Лобстер Черноземья" Сергей Пивнев. - Объем будет невелик, 1-1,5 тонны в месяц, и возить такое количество живых раков в ту же Москву особого смысла нет. А до Воронежа - пять километров, тут мы подвезем хоть несколько килограммов. В принципе, раковые шейки для оливье можно отварить и заморозить про запас.

Большим спросом в сфере питания стало пользоваться все, что увязывается с идеей здорового образа жизни. Это тоже хорошее подспорье для малых хозяйств, которые работают в узких нишах.

- Из России ушли иностранные производители рыхлителей и улучшителей для теста, масложировой продукции. В то же время возросла потребность в чистом хлебе - без добавок с кодом Е. Значит, нужны высокобелковая мука и другие рецептуры, - высветила еще один перспективный сегмент вице-президент Ассоциации рестораторов и кулинаров Черноземья, бренд-шеф, хлебопек Наталья Щадных. - Знаю даже крупные предприятия, например в Карелии, которые хотят уйти от хлебопекарных смесей, заняться ремесленным производством, не слишком увеличивая при этом себестоимость. И что вы думаете - в Воронежской области нашлась замена финскому солоду. Мы сделали продукт, который уже стал лидером рынка. Стали внедрять в производство амарантовую продукцию (муку, крупчатку, масло). Недавно составляла хлебную корзину для одной из местных компаний - предложила им хлеб с добавлением амарантового семени воронежского производства.

Прибыль или имидж?

Недавно в регионе запустили большой завод по переработке амаранта. Выращивание семян возрождается в нескольких районах, с прицелом на нишу суперфудов. Рестораны в данном случае не будут главным каналом сбыта, но присутствие в них поможет сделать незнакомый продукт ближе к потребителю, добавил директор по развитию ООО "Воронежская экспортно-импортная компания" (занялась выращиванием амаранта) Дмитрий Малахов.

Из тех же соображений - для повышения узнаваемости - готова работать с HoReCA и Анастасия Абдулкадырова:

- Но, к сожалению, в наших ресторанах не принято указывать производителя в меню. Тебе вынесли запеченный камамбер, а чей - неважно. Про нас писали обтекаемо: "сырная тарелка от воронежского фермера". Причем, по моему опыту, отношение к местным продуктам очень скептическое. Недаром говорят - нет пророка в своем отечестве. У нас прекрасно идут продажи в Екатеринбург, Мурманск, Новый Уренгой, Сочи, Калининград - а в Воронеже продвинуться трудно.

Для популяризации локальных брендов заведения могут вместе с фермерами устраивать дегустации, мастер-классы, фестивали и другие события, поддержала идею Марина Джакели. Сама она хотела бы включить в меню органические овощи и амарант, планирует открыть теплицу для гостей.

- Но "органика" - это реально дорого. Я могу себе ее позволить, другие рестораны - не всегда, - отметила эксперт. - Если в мае органические овощи не слишком выделяются по цене на общем фоне, то в июле они, увы, становятся неконкурентоспособными.

При этом Воронежская область - один из лидеров в России по развитию органического сельского хозяйства и переработки. У 18 производителей есть соответствующие сертификаты, еще ряд вступили в период конверсии (перехода). Чтобы помочь им со сбытом, нужно донести до потребителей разницу между "обычными" и более дорогими "зелеными" фермерскими продуктами. Без коллаборации с ресторанами, чьи клиенты морально готовы к более высокому чеку, явно не обойтись.