Что мешает развитию фарминдустрии

В последние годы производители лекарств оказались перед серьезными вызовами, которые мешают росту и развитию предприятий. Фарминдустрия в России, по сути, все еще находится в стадии становления, поскольку после распада СССР выпуск оборудования и препаратов сильно сократился. Да, Россия унаследовала около 600 международных непатентованных наименований лекарств, которые у нас по-прежнему выпускают. Но большинство новых дженериков закупается в Китае и Индии из-за их более низкой цены. Кроме того, в последние годы в мире наблюдается акцент на разработку новых антибиотиков, стойких к резистентности, однако в РФ их не делают. Это вызывает этические вопросы, особенно в контексте потенциальной угрозы эпидемий, когда необходимо быстро решать, как обеспечить население эффективными, безопасными и доступными лекарственными средствами.

Введение санкций в отношении России осложнило ситуацию в фармотрасли. Проблемы коснулись закупки лекарств и сырья, научных исследований и международного сотрудничества. Одним из первых последствий стал дефицит импортных препаратов и компонентов, что заставило компании пересмотреть цепочки поставок и развивать собственное производство. И, вопреки негативным ожиданиям, следствием санкционного давления стали технологические изменения в отрасли.

Компании оказались вынуждены внедрять новые технологии, искать локальные решения для разработки лекарств и медицинских изделий, а также активно сотрудничать с отечественными научными учреждениями, что способствует восстановлению и развитию исследовательской базы. Одним из хороших примеров является работа фармкластера в Калужской области, куда входит около 70 предприятий.

Развитие внутреннего производства помогает снизить зависимость от импорта и положительно сказывается на индустрии в целом. Примеры стран, адаптировавшихся к санкциям, таких как Иран, лишний раз доказывают, что ограничения могут способствовать росту конкурентоспособности местной промышленности.

Ограничивающим фактором для отрасли остается дефицит кадров - на уровне как инженеров и сотрудников производства, так и высшего руководства. Одна из причин в том, что многие специалисты уезжают за границу.

Развитие внутреннего производства помогает снизить зависимость от импорта и положительно сказывается на индустрии

Поиск квалифицированных сотрудников занимает от полугода до года, замедляя разработку и производство лекарств. По статистике, лишь 20 процентов работников индустрии имеют профильное образование. Вузы ежегодно выпускают пять - семь тысяч профильных специалистов, что не компенсирует естественной убыли кадров. При подготовке студентов не учитываются потребности отрасли, и выпускники вынуждены тратить годы на становление и переподготовку. Усугубляет ситуацию низкий престиж профессий в фармацевтике. При этом компании переманивают сотрудников друг у друга. Низкие зарплаты в регионах усиливают отток кадров.

Решением проблемы могут быть повышение квалификации действующих специалистов и инвестиции в обучение новых. Активное участие бизнеса - например, создание учебных центров и прием студентов на стажировку - поможет связать будущих профессионалов с предприятиями. А участие государства (допустим, через налоговые льготы) будет дополнительным стимулом для таких компаний. Также необходимо пересмотреть систему зарплат, чтобы сократить текучесть кадров.

Еще один барьер для развития отрасли - высокая регуляторная нагрузка. Постоянные изменения в законодательстве и международных стандартах, а также требования к клиническим испытаниям требуют учета множества нюансов. Так, при создании нового предприятия важно понимать его возможную классификацию как особо опасного объекта, регулируемую законом о промышленной безопасности. Также необходимо соблюдать строгие нормы безопасности, так как аварии на производстве с опасными химикатами могут иметь серьезные последствия. Ужесточение экологического законодательства и новые требования к лицензированию также негативно влияют на индустрию, так как часто не учитывают специфики фармацевтики. Все это приводит к отказу предпринимателей от создания новых производств.

Важный сдерживающий фактор - недостаток финансирования. Несмотря на высокую доходность, фармацевтическая отрасль отпугивает инвесторов долгим сроком окупаемости вложений, что увеличивает финансовые риски. С одной стороны, компании здесь демонстрируют высокую маржинальность с прибылью до 1000 процентов, с другой - для этого требуются колоссальные вложения на этапе разработки препаратов. Проекты в фармацевтике имеют длинный жизненный цикл, и лишь малая часть из них достигает коммерческого успеха. Средний срок выхода дженериков на рынок составляет три-четыре года, а оригинальных препаратов - пять - семь лет. Значительная часть времени при этом уходит на лицензирование и регистрационные процедуры. Дополнительные риски связаны с тем, что в сложной рыночной среде трудно предсказать потребности потребителей в перспективе пяти - десяти лет. Поэтому госфинансирование научных исследований и разработок становится критически важным для успешного функционирования отрасли и создания препаратов и технологий, востребованных как в России, так и за рубежом.