Все проекты были представлены на заседании Совета по инвестициям, который прошел под председательством главы администрации Ростова-на-Дону Алексея Логвиненко.
Первый проект является продолжением концепции развития спортивного кластера на левом берегу Дона. Рядом со стадионом "Ростов-арена" уже в следующем году на территории нового парка семейного отдыха начнется строительство универсального дворца спорта с ледовой ареной. Он будет называться "Хоккей-арена". Сейчас инвестор оформляет разрешение на строительство.
Это будет спортивно-развлекательный комплекс с кафе и ресторанами площадью около пяти тысяч квадратных метров на 500 зрительских мест. Здесь же можно будет заниматься хоккеем и фигурным катанием, проводить соревнования. Общие инвестиции - миллиард рублей. Сдать ледовый дворец должны в 2026 году.
Другой инвестор представил сразу два проекта в одном: строительство ипподрома на левом берегу (вдоль трассы, напротив Гребного канала), а также застройки старого ипподрома. Идея о переносе комплекса возникла еще около 20 лет назад, и сейчас инвестор готов воссоздать этот уникальный исторический для города объект на новом месте.
Прежний ипподром был основан в 1902 году. Однако историческое здание, к сожалению, не сохранилось. Его несколько раз перестраивали. В годы фашистской оккупации Ростова-на-Дону оно и вовсе было разрушено, но затем восстановлено. В качестве площадки для нового ипподрома выбраны свободные 37 гектаров по улице Пойменной, вдоль Восточного шоссе.
- Наше главное требование - это должен быть профессиональный спорткомплекс, разработанный совместно с экспертами конного спорта, - отметил на совете по инвестициям Алексей Логвиненко.
Согласно представленной концепции, комплекс будет построен в едином архитектурном стиле и станет не только "новой культурной ценностью", но и иллюстрацией сохранения его исторического наследия, уверен инвестор из Краснодара. Инвестиции он оценивает в 4,5 миллиарда рублей.
Перед инвестором городские власти поставили условие: пока не будет начато строительство нового ипподрома, он не сможет приступить к застройке старого. Концепция этого проекта также была представлена на совете по инвестициям.
На месте старого ипподрома предполагается построить жилой комплекс, который будет состоять из нескольких многоквартирных домов, ТРЦ, офисных зданий, культурных и спортивных объектов, двух детсадов, школы, подземной парковки. Важно, что инвестор сохранит исторический павильон ипподрома и реконструирует его. В нем будет креативное пространство для детей, хобби-рум, кафе, магазин, выставочная экспозиция. Какое количество граждан будет проживать в жилом комплексе на месте ипподрома, пока точно неизвестно - концепция застройки предварительная. Но уже известно, что там будут дома высотой до 35 этажей (таких высоток в Ростове еще не возводили). При этом инвестор обещает парковую зону, кинотеатр под открытым небом, парк аттракционов, два детских сада по 200 мест, школу на тысячу учащихся.
Инвестиции в жилищный проект до 2032 года оцениваются в сумму более 50 миллиардов рублей. При реализации проекта необходимо будет учитывать транспортную обстановку, которая в этом районе и без того сложная. Генпланом города предусмотрено продление Кировского проспекта до улицы Текучева. Таким образом, проспект разрежет будущий микрорайон почти пополам.
Два других проекта, рассмотренных на совете по инвестициям, - это масштабное строительство в Западном микрорайоне. Два крупных инвестора предполагают создать современные жилые комплексы на территории почти 700 гектаров на месте бывшего прудового хозяйства, недалеко от Кумженской рощи. Проекты станут возможны, после того как в этом районе достроят Западную хорду - магистральную улицу, которая свяжет этот отдаленный район с другими.
Один из инвесторов - тоже крупная строительная компания из Краснодара - планирует строительство многоквартирных жилых домов, пяти школ, 11 детсадов, объектов культурного и бытового назначения, дорог, инженерной инфраструктуры, зоны отдыха (344,8 гектара). Инвестиции - 230 миллиардов рублей.
Другой инвестор - строительная компания, которая входит в крупный московский высокотехнологичный холдинг, - представил проект освоения 300 гектаров (до 2039 года). Он собирается построить шесть микрорайонов и деловой квартал. Инвестиции - 332,5 миллиарда рублей.
Всего на этой не освоенной ныне территории планируется проживание 200 тысяч человек.
- Реализация проектов высотной жилой застройки возможна только с применением механизмов комплексного развития территории, - подчеркнул Алексей Логвиненко.
На строительстве микрорайона близ Кумженской рощи стоит остановиться отдельно. Пожалуй, в городе еще не было столь ясной концепции микрорайона, которая бы предполагала наличие предприятий, создающих рабочие места. Это отметили и присутствовавшие на совете по инвестициям эксперты. Строительство такого центра должно сократить маятниковую миграцию населения и превратить новые жилые дома не в спальный район, а в полноценный город-спутник Ростова.
- Мы все привыкли, что должны быть социальные объекты, машино-места парковки... В крупных микрорайонах эти задачи решаются уже на старте проекта. Но следующий уровень - создание точек приложения труда, - говорит гендиректор Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игорь Бураков. - Для этого должны быть созданы привлекательные рабочие места, в том числе и с точки зрения экологической нагрузки. И в этом смысле технопарки - очень продуктивная идея. Ее не так просто запустить, но государство это поддерживает, в том числе субсидиями, потому что это и для малого бизнеса, и для инновационного бизнеса, для новых промышленных проектов очень хороший инструмент.
По словам Буракова, такой технопарк, организованный в рамках жилого кластера, может со временем вырасти и в крупное предприятие или индустриальный проект. Однако он уже может быть реализован на другой территории.
- Развитие западной части города, особенно в этой пойменной части, обычно вызывает споры у горожан и профессионального сообщества, - признался "РГ" почетный архитектор России, экс-главный архитектор Ростова и области Алексей Полянский. - Однако с точки зрения градостроительного искусства и архитектуры здесь может получиться красивейший микрорайон. По населению это будет десятая часть Ростова, по наполнению - полноценный район, один из центров ростовской агломерации. Поэтому речь идет о том, чтобы создать на этой территории не только социальные объекты, но точки приложения труда.
По мнению архитектора, для транспортной доступности нового района после завершения строительства Западной хорды необходимо построить еще несколько городских транспортных магистралей. Новая трассировка должна быть связана с развитием левобережной зоны.