Отрадно, что две трети туристов, а если точнее, 68 процентов, однажды побывав в Крыму, возвращаются сюда снова. 31 процент приезжает ради санаторно-курортного лечения. Другие 28 процентов выбрали его из-за его пляжей. Еще 18 ценят Крым за его исторические достопримечательности и походный туризм. Безусловно, не может не радовать то обстоятельство, что, несмотря на все страхи, в этом году сюда приехало на 18 процентов больше отдыхающих, чем годом ранее. Такую картину рисует профильное министерство республики. Вместе с тем эксперты отмечают, что праздновать успех преждевременно, поскольку достижения относительны.
- Есть тенденция роста, но она еще не закрепилась. Кроме того, рост неравномерен. Улучшил показатели Южный берег Крыма, а у остальных ситуация может быть даже хуже, чем в 2023 году, - говорит президент ассоциации "Туристический альянс Крыма" Андрей Пылов.
На западном побережье многие сезонные гостевые дома и отели, как и летние кафе, в этом году так и не открылись по причине низкого турпотока: это было нерентабельно.
- Нам удалось увеличить посещаемость за счет низких цен. Это позволило привлечь больше туристов, но это не всегда выгодно. Экономические результаты у многих отелей сейчас неблестящие, - считает Андрей Пылов. - Нужно понимать, что долго так продолжаться не может. И в итоге мы потеряем конкурентоспособность, потому что существенных вложений в развитие мы не видим.
В более выгодном положении оказались круглогодичные санатории. Они принимают гостей по государственным и региональным социальным программам на протяжении всего года. Но и этот вид отдыха приносит минимальную рентабельность, практически не оставляя средств на развитие. Экскурсионный туризм в целом не восстановился до прежнего уровня, поскольку больше других видов отдыха зависит от логистики. Она сейчас на втором месте в списке проблем, сдерживающих развитие отрасли. Экскурсионный туризм напрямую зависит от приема организованных групп, а они, в свою очередь, привязаны к работе железнодорожного транспорта, ведь везти туристов на дальние расстояния автобусом сложно.
- Только сейчас мы вышли на переговоры с основным железнодорожным перевозчиком - компанией "Гранд Сервис Экспресс" по поводу бронирования перевозок туроператорами. До сих пор этого не было в принципе, - рассказал Андрей Пылов.
Вместе с тем есть и обнадеживающие новости. Растет автомобильный турпоток. С мая по октябрь 2024 года на Крымском мосту пассажиропоток увеличился на 23 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За это время по нему проехали почти 1,8 миллиона машин и автобусов. По сухопутному транспортному маршруту в Крым через новые регионы в августе проезжало до 7000 машин в сутки. В минувшем сезоне автотуристы составляли до 80 процентов всего потока в Крым. Если эта тенденция сохранится и в будущем году, резервом для увеличения посещаемости должно стать создание условий для автотуристов. А это расширение сети глемпингов и кемпингов, повышение качества дорог.
К слову, в этом году капитально отремонтировали 190 километров дорог, в следующем запланировано привести в порядок еще 250 километров.
- Нашим резервом роста должно стать расширение сети круглогодичных здравниц и отелей, - считает министр курортов и туризма Крыма Сергей Ганзий. - В выигрыше тот, у кого есть бассейны с подогревом, спа-комплексы, крытые спортивные объекты, а культурная программа в новогодние праздники не ограничивается только банкетом под бой курантов.
По данным Ассоциации туроператоров России, среди купленных туров с заездом в ноябре ожидаемо лидируют курорты Краснодарского края (44,11 процента), на втором месте - туры в отели Москвы и Московской области (22,3 процента), на третьем - в Петербург (19,8 процента). Далее идут Кавказские Минеральные Воды (4,5 процента), Калининградская область (четыре процента) и Крым (один процент). В поисках туров лидеры те же. Зато бронирование новогодних туров в Крым еще в начале ноября выросло с 19 до 40 процентов и уже перешло на новый год.